В Коми предпринимателям на ниве этнокультуры предложили подстраиваться под рынок (фото)

Кэтому призвали эксперты круглого стола «Традиционная (этническая) культура и культурные рынки: современные проблемы, перспективы развития и технологии деятельности», который состоялся республиканской Академии госслужбы и управления (КРАГСиУ) 24 сентября.

Нина Нестерова организовала встречу предпринимателей и менеджеров этнокультурных проектов в Коми с экспертами

Как отметила на открытии встречи директор КРАГСиУ Нина Нестерова , сравнительный анализ состояния этнокультурного предпринимательства регионов РФ и зарубежных стран показывает, что «в нашей республике есть все, мы идем, встраиваемся, работаем на развитие – может быть, даже лучше других регионов, хотя проблем еще хватает». «Этноресурсы в республике огромны, но слабо вовлечены в проектный оборот. Мало коммерческих проектов. Важно понять какие люди сегодня есть, готовые выйти в рискованное поле предпринимательства. Мы планируем выявление и поддержку этих инициатив, — сказала она как бы несколько от лица правительства Коми. — Республика сегодня включается в процессы – это и Финно-угорский этнопарк, и фестиваль «Ыбица» — все это показывает, что политика долгосрочная. И в дальнейшем будут поддерживаться проекты, связанные с этникой в рамках программы развития туризма в республике».

Модератор круглого стола, декан факультета «Управление социокультурными проектами» Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) Ольга Карпова поведала собравшимся, что это учебное заведение три года назад открыло новую специализацию «менеджмент этнокультурных проектов», поскольку в России «остро не хватает предпринимателей, которые пытаются перевести этнокультурный ресурс, наследие в форматы современного потребителя, которые будут востребованы следующими поколениями». «Мы понимаем, что существующие форматы XIX века не очень востребованы молодежью. Как сделать этнокультуру востребованной?» — поставила гостья вопрос и пообещала рассказать об опыте организации этнокультурных проектов в Норвегии и Канаде. Стоит отметить, что сам круглый стол прошел в рамках проекта «Этнокультурное предпринимательство в Арктике», поддержанного Советом министров северных стран.

Далее встреча плавно перетекла в презентацию местных проектов, причем докладчиков корректно, но настойчиво терзали вопросами эксперты: преподаватель факультета «Управление социокультурными проектами» МВШСЭН Владимир Кузнецов и заместитель директора Фонда поддержки инвестиционных проектов Коми Юлия Рыбакова .

Анна Юдинцева и Полина Романова рассказали о Финно-угорском этнопарке в селе Ыб. Ольга Карпова (слева) и Юлия Рыбакова (справа) оценивали конкурентоспособность представленного турпродукта

Так, коммерческий директор мультифестиваля «Ыбица» Анна Манюк рассказала об идеологии фестиваля и технологии его продвижения. Сам фестиваль за год с небольшим проводился дважды в селе Ыб и один раз – зимой – в Сыктывкаре. По ее словам, достигнутый в августе 2011 года успех, когда число посетителей превысило 50 тысяч человек, вскружил голову  организаторам, но и породил негативные эмоции у тех сыктывкарцев, которые застряли в пробке при поездке на фестиваль. Тем не менее, «Ыбица» делает только первые шаги, даже само время ее проведения пока «гуляет» по разным месяцам. «Есть примеры в мире: Венецианский фестиваль, карнавал в Рио-де-Жанейро – и это не разовое мероприятие, а циклическое действо, проводится много дней подряд, — дала понять, что «Ыбице» есть куда расти, А.Манюк. — Но я сильно сомневаюсь, что этнокультура должна продаваться. Должны быть туры для желающих. А пока надо популяризировать интересные места в Коми и решать проблему транспортного коллапса».

О.Карлова похвалила название мультифестиваля за сходство с именем испанского острова Ибица, после чего попыталась выяснить, соответствует ли контент «Ыбицы» целевой аудитории – молодежи, которой нужна модная тусовка с современыми форматами игры. «Вы удерживаете эти рамки, или все еще традиционные истории вроде поляны ремесел?» — поинтересовалась она.

«Перфомансы у нас были… Инсталляция с коми элементами. Мы понимаем, что весь контент фестиваля не может состоять только из финно-угорской тематики, надо показать и нашу культуру, и культуру других народов… Стараемся использовать все современные элементы», — несколько расплывчато отвечала А.Манюк.

«Концепция у вас какая?» — подключился В.Кузнецов. «Многоообразие в единстве», — воспроизвела девиз «Ыбицы» ее коммерческий директор. «То есть, ее нет», — резюмировал эксперт.

«Фестиваль коммерческий, или это пока продвижение на бюджетных, спонсорских средствах?» — продолжала выяснять О.Карпова. «На спонсорских, — призналась А.Манюк. — Чтобы было коммерческим, должно занять свою нишу. Пока фестиваль формируется». «Дикая мята» — коммерческий проект [этнофестиваль «Дикая мята» проводится в Калужской области. — прим. ред. ]», — отметила эксперт. «Не совсем, — возразила А.Манюк. — Они в мегаполисе, у них другое направление». «Сколько человек в среднем потратил на «Ыбице»?» — уточнил В.Кузнецов. «Если семья приехала, то потратит в среднем тысячу рублей: ребенку погремушки, тот же шур-шар, папе – шашлыки…» — пришла на помощь заместитель директора Финно-угорского этнопарка Полина Романова . «Фестиваль-образец для вас был «Дикая мята»?» — спросил В.Кузнецов. «Нет, мы лишь посмотрели как они организуют, но делали сами», — ответила А.Манюк. «Откуда же вы брали схему организации?» — «Ниоткуда. Это наш предыдущий опыт в шоу-бизнесе». «Доля некоммерческих денег: 20 процентов, половина?» — продолжал допытываться эксперт. «Не могу ответить, это коммерческая информация», — закрыла опасную тему А.Манюк.

Другой заместитель директора этнопарка Анна Юдинцева сообщила, что спрос на «Ыбицу» в Москве есть, но не хватает самолетов, чтобы доставить столичных туристов в Сыктывкар. «На 15 декабря в этнопарк заявка 200 человек, а у нас всего два самолета летает, не можем доставить», — пожаловалась она. При этом,по ее словам, москвичи готовы платить 15-20 тысяч рублей за двухдневный тур в Сыктывкар-Ыб. «Перелет 12 тысяч, а еще питание, проживание – у нас дорогой продукт получается», — отметила Ю.Рыбакова. «Такая ситуация у всех», — признал В.Кузнецов уязвимое в этом плане положение регионов РФ.

Следующую презентацию – Финно-угорского этнопарка – провели П.Романова и А.Юдинцева. По их словам, сейчас в этнопарке имеются конгресс-холл на 500 человек, гостиница на 50 мест, обслуживающий корпус, где не так давно открылась сувенирная лавка, а также не завершенное коми подворье. При этом дирекция этнопарка намерена все-таки представить культуру не только коми, но и других финно-угорских народов. С другими регионами ведутся переговоры по обустройству соответствующих национальных подворий. Второй этап строительства этнопарка предусматривает возведение в 2013-2018 годах гостиницы на 150-200 номеров, аквапарка с зоной SPA, коттеджного поселка и бани. «Надо две бани: современную и черную, тогда в этнопарк финны ломанутся», — с юмором заметил пришедший на круглый стол художник-этнофутурист Павел Микушев.

П.Романоваозвучила идею иппотерапии, но у этнопарка пока нет лицензии на этот вид услуг. «А почему лошади, а не олени?» — поинтересовалась Ю.Рыбакова. «Олени мрут, особенно после «Ыбицы», — призналась замдиректора этнопарка. «Да просто Ыб – не территория оленеводства», — опять вклинился П.Микушев.

Эксперты продолжали выяснять экономические показатели проекта, но хозяева предпочитали уклоняться от прямых ответов. «Просчитаешь стоимость турпродукта при размещении в гостевой избе в селе Ыб, например, а потом выясняется, что в туалет ходить далеко – этовопрос», — сказала А.Юдинцева. «В нормальном деревянном доме далеко в туалет ходить не надо. В Ыбе неправильные дома», — снова дал консультацию о традиционной коми культуре и архитектуре П.Микушев.

О деятельности Коми ремесленной палаты рассказала ее исполнительный директор Светлана Бурмистрова . Она пожаловалась на отсутствие господдержки и предложила, чтобы Палате выделили помещение под центр ремесел, где мастера могли бы сэкономить на аренде мастерских и выставочных площадях. Владелец мастерской Clere-art, председатель Союза мастеров народных промыслов и ремесел Коми Светлана Турова представила свои коллекции в этническом стиле, созданные по мотивам традиционных коми орнаментов, и также пожаловалась на непонимание художественной специфики ее работы властями. «Учреждения культуры не воспринимают нас как творческих людей, а только как предпринимателей, не дают информацию. Трудно договориться о размещении коллекции», — отметила она. Руководитель туристического информационного центра «Шуда олöм» Инга Усачева тоже рассчитывала на помощьгосударства при закупке оборудования, но надежды не оправдались. «Нужны специальные субсидии, гранты на развитие туристического бизнеса, не развита инфраструктура – дороги, гостевые дома. Отсутствие опыта в этой сфере у предпринимателей, отсутствие пропаганды, нежелание работать на перспективу», — перечислила проблемы начинающей развиваться отрасли внутреннего туризма И.Усачева. В результате средства в развитие туризма выходного дня молодая предпринимательница вкладывает из доходов от своей небольшой полиграфической фирмы.

Оригинальный проект постройки «Затинный городок Буяново» презентовал руководитель сыктывкарского клуба исторической реконструкции «Кречет» Дмитрий Меренков . По его словам, для возведения крепости в местечке Кочпон-Чит столицы Коми уже выделено место и требуются лишь деньги, чтобы возвышение над поймой реки Сысолы украсилось деревянными стенами и башней. В отличие от этнопарка, где будет представлена традиционная культура финно-угорских народов по состоянию на конец XIX века, реконструкторы намерены воссоздать антураж Перми Вычегодской XIV-XV веков, причем посетители смогут принять участие в производственных процессах и быту по принципу экспериментальной археологии. Примерный расчет, по словам Д.Меренкова, показывал, что для реализации проекта необходимо около 100 миллионов рублей. Однако инвестор, с которым велись переговоры в 2009 году, перестал интересоваться проектом, когда началась интенсивная кампания по продвижению Финно-угорского этнопарка.

Подвести итоги и дать советы этнопредпринимателям Коми взялся в конце заседания В.Кузнецов. Эксперт заявил, что необходимо переходить от старой системы, когда опорой был мастер-художник, к новой, построенной на капиталистический лад. При этом мастера и предприниматели должны быть готовы включиться в сложные цепочки формирования качественных товаров и готовых услуг на рынке, которые будут пользоваться спросом. В качестве примера он привел Карелию, где создали бренд Karelian Craft, провели обучающие семинары, определили целевую аудиторию, открыли магазины сувениров в евростиле, выстроили производственные цепочки на основе кооперации. «Эти цепочки буквально индустриализированы в некоторыхстранах. Так, в Канаде есть искусство инуитов – у них сеть ремесленников, магазинов, в том числе тех, где продают материалы, три ассоциации кооперативов. Часть продукции идет в галереи, где дорого продается – это Art. Только в Ванкувере в трех районах города открыты семь галерей искусства инуитов для молодых и преуспевающих яппи. Небольшая вещь там может стоить 100 канадских долларов, Art – десятки тысяч. Это очень сильно отличается от нашей старой инфраструктуры, когда даже в Москве и Питере нет магазинов, где продается традиционное искусство», — подчеркнул эксперт.

Источник: