В Казани собрали джинсы всех времен и народов

Ради экспозиции «Джинсы как культ», которая открылась в Казани в выставочном зале Государственного музея изобразительных искусств Татарстана, без штанов в буквальном смысле этого слова остались многие известные музыканты.

Первым дорогой подарок сделал Андрей Макаревич. Он передал в дар автору выставки дизайнеру и фотографу Рустему Валиахметову джинсы, в которых записывался в лондонской «битловской» студии Abbey Road. Идею оригинального проекта поддержали «Чиж и Со», Игорь Сукачев, Вячеслав Бутусов, Сергей Минаев, Игорь Бутман, Даниил Крамер и многие другие. А одним из главных экспонатов стала куртка поэта Юрия Кублановского, с которой связана одна интересная история.

Книга со стихами Кублановского, изданная в Нью-Йорке, попала в руки нобелевского лауреата Иосифа Бродского. Знаменитому поэту так понравились стихи молодого автора, что он решил его как-то отблагодарить и передал очень дорогой для советского человека подарок — джинсовую куртку. Позже Кублановский передал ее писателю Евгению Попову, а тот привез ее в Казань на фестиваль «Аксенов Фест» и преподнес в дар Музею социалистического быта.

На выставке «Джинсы как культ» автор проекта представил более ста экспонатов. Говорит, что приготовил гораздо больше, но в процессе понял, важно не количество.

Здесь наряду с одеждой «загнивающего Запада» представлены джинсы цыганского пошива и эпохи первых советских кооперативов. Вот, к примеру, юбка «Консул». Ее шили в цехе, расположенном в Сандуновских банях. Сейчас под этим брендом выпускают совсем другой товар. А вот и вовсе уникальный экспонат — джинсовый костюм «Красная звезда».

На выставке также можно встретить вторичные изделия, которые были пошиты из старых джинсов. Это кошельки, ремни, рабочие рукавицы и даже стельки для обуви. Кстати, последние можно купить сегодня у бабушек на любой барахолке.

— Это был 1968 год. Мои более состоятельные друзья отгрузили мне четыре пары уже неликвидных штанов. Я еле-еле уговорил одного из них не выпарывать все молнии, которые мы называли не иначе как «зиппера», и лейблы, потому что в то время такие вещи никто и никогда не выбрасывал, а продавал за большие деньги. Так одни рваные джинсы с «зипперами» и стали основой моих первых модных штанов.

— На рубеже 60-70-х годов за них просили 60-70 рублей. Правда, символичные цифры! Так вот в то время моя зарплата слесаря на заводе была 68 рублей. В эпоху джинсового ажиотажа дело доходило до маразма: штаны продавали по частям. В темном подъезде спекулянты показывали покупателю целые джинсы, а в пакет подкладывали только половинку. Тогда среди фарцовщиков была в ходу поговорка «Чтобы продать с рук, надо было снять с ног». Появилась она неспроста: профессиональные спекулянты отслеживали иностранцев у гостиниц, подмечали, какие вещи на них надеты, а потом выменивали у них джинсы, куртки и рубашки на матрешек, икру и даже значки с Лениным.