В Казани открылась «парижская» фотовыставка Антона Райхштата

«В Париже даже мусор красивый», — сказал казанский журналист, фотодокументалист Антон Райхштат, открывая свою очередную выставку в манеже Казанского кремля. На этот раз она об одном из самых красивейших городов мира.

До этого в объектив журналиста попали Чикаго, Стамбул и родная Казань. Делать выставку о столице Франции было непросто, о ней уже столько сказано. У Антона Райхштата получилась прогулка по Парижу и его окрестностям под конец сезона. На снимках, поделенных на семь серий по числу дней, проведенных во Франции, непривычно пустые ресторанчики.

— Мне кажется, что кафе здесь гораздо больше, чем самих горожан, — говорит фотограф. — Они далеко не все изысканные. И тем более не все полные.

Монмартр запомнился автору обилием всякого рода тайных знаков. Они, на первый взгляд, незаметны, но если приглядеться, их множество. Антон рассказал, что безумно интересно их искать.

По признанию автора, ему повезло, что он смог засвидетельствовать будни парижан и жителей провинции, которых здесь можно встретить нечасто — кругом одни туристы. К примеру, у подножья знаменитого Монмартра, где полно маленьких дисконт-магазинов, Антон Райхштат оказался как раз вовремя и смог заснять толпу, накинувшуюся на новую партию дешевой одежды. Одна из покупательниц возмутилась, что ее снимают. В итоге вышел живой репортерский снимок.

В пригородах Парижа автор побывал там, куда обычно посторонних не пускают, — в винном погребке и на выступлении хора домохозяек.

— Эти женщины скупают фермы и переоборудуют их в культурные заведения, а потом устраивают для своих односельчан концерты. Причем билеты на их концерты по символической цене в 5 евро раскупаются за несколько месяцев до события.

Прошелся фотограф и по следам соотечественников. Надпись «Я люблю тебя» на русском языке можно встретить в самых неожиданных местах, а «Здесь был…» — даже на знаменитом кладбище Пер-Лашез.

— Когда меня просили продолжить фразу «Увидеть Париж и…», я сказал «Отыскать могилу батьки Махно». И я ее нашел. Это оказалось не так сложно. О том, что его помнят до сих пор, свидетельствуют оставленные на табличке надписи «Москва — земной поклон», «Харьков», «Киев», «Петербург». Я не большой любитель ходить по кладбищам, но Пер-Лашез — особое место. Нет суеты, сотрясающей Париж, здесь можно спокойно поразмышлять. И еще меня потрясла экспозиция, представленная вдоль аллей кладбища. Это одна из самых необычных выставок, что мне когда-либо приходилось видеть. Здесь есть снимки с кладбищ всего мира. Интересно было посмотреть, как, к примеру, хоронят в Малайзии или на Мартинике.

Целая серия фотографий посвящена Лувру, хотя, как говорит автор, он шел сюда за одним-единственным снимком: целая толпа людей стекается к Джоконде и каждый пытается сняться на ее фоне. Чем не барахолка у Монмартра?

— Мне лично были очень интересны репродукции картин Леонардо да Винчи, вывешенные в парке городка Амбуаз. Они нанесены на прозрачных полотнах, и в течение дня можно наблюдать игру света и тени.

— Сначала решили, что это будут французские тексты, но потом передумали — никто так вдохновенно о Париже не писал, как русские поэты, — говорит Антон Райхштат. — Я надеюсь, что мои работы — это не что иное, как фотографическое осмысление поэзии.