В Карелию – за романтикой древности

В начале марта кохтлаярвесцы Александр Корда и Татьяна Тараканова  отправились в карельский городок Олонец, чтобы поучаствовать в военно-исторической реконструкции «Свейский поход генерала Апраксина 1705 года». Говорят, зрелище оказалось  незабываемое.

Кохтлаярвесцы Александр Корда и Татьяна Тараканова участвовали во всех олонецких ристалищах и играх.

Александр уже три года носит мундир «Преображенского полка» – увлекшись реконструкциями, участвует не только в традиционных нарвских сражениях, но и ездит  в другие страны. Татьяна подружилась с клубом реконструкторов недавно и говорит, что целью поездки ставила прежде всего знакомство с культурой карелов. Ну и романтика древности тоже привлекает.

Латыши прибыли на машинах. «Нагруженные до предела, костюмы объемные, а еще ружья и пушки везли», – восхищается Татьяна. Карелы в Олонце присоединились, а больше всего кохтлаярвесцев удивила пара, прилетевшая из Испании.

Реконструировать события далекой Северной войны в Олонецком районе съехались участники международного объединения военно-исторических клубов из Санкт-Петербурга, Москвы, Петрозаводска, Выборга, Эстонии, Латвии и Испании – более 60-ти   человек. Организаторами фестиваля выступили ООО «Дружба», олонецкий фонд «Древний город» и Карельская региональная общественная организация реконструкции военной истории и культуры «Стражникъ» при Музее истории МВД Карелии.

Большой «воинский отряд» встретил  хлебом-солью олонецкий воевода, а местные жители порадовали песнями и танцами. Впрочем, «солдаты государя Петра Алексеевича» и сами талантами оказались богаты. Ну и что, что наутро – в поход выступать, для подготовки мушкетов и пушек тоже времени хватило.

— Очень радушный прием, – подчеркивает Татьяна. – Накормили и повеселили. Особенно много игр было. Исторических танцев не увидела, зато обычаи деревенского застолья, много обрядов и игр показали. Как в кино – все люди вокруг в красивых народных костюмах, участники похода сразу надели свои мундиры или платья и практически их не снимали. Я тоже с собой сарафан взяла, полушубок и платок, но, оказалось, реконструкторы очень щепетильно к одежде относятся, все детали должны соответствовать эпохе. Одного парня даже заставили какой-то «лишний» карман отпороть. Поэтому непосредственно в «военных действиях» я не участвовала – со стороны наблюдала и на видеокамеру записывала.

— В прежние времена к сражениям  готовились заранее, – рассказывает  Александр. – Вот и мы поехали за 10 километров в деревню Тукса рекрутов набрать. Там «мамки да бабки причитают, сыновей в солдатушки провожают». Воевода с царевыми людьми по дворам ходит, рекрутов вызывает. Парни здоровые, от службы царской не бегают, кто чем мог вооружился: и вилы, и топоры – все пригодится.

— Реконструкция  не театр, но смотришь – и веришь: все так и было, – делится она. – Новобранцев проверить нужно, и сержант строго требует: «Руки покажи – все ли пальцы на месте, чтоб на курок нажимать. Зубы тоже – патрон скусывать чем будешь?». Смекалку тоже пришлось проявить. Никого из туксинцев не забраковали, погрузились все в автобус и отправились на Алексалу, откуда «слухи идут, что шалит там шведский дозорный отряд».

Все реконструкторы щепетильно относятся к одежде, которая во всех деталях должна соответствовать эпохе.

В Алексале люди на масленичное гулянье собрались, забавляются, блины жарят, а в поле шведские разбойники показались. Встали солдаты на защиту, снегу в поле много намело, проваливаются, у кого ружья намокли – не палят. Но и шведам не слаще. Сошлись в рукопашной и рекруты, все как один отважными себя показали и победили врага.

По словам Александра, клуб «Преображенский полк» создан в Санкт-Петербурге в 1986 году, а отделение в Нарве сформировалось в 2003 году. В принципе, двери открыты для всех, главное, чтобы человек хотел окунуться в ту эпоху, изучать историю и не боялся трудностей – ночевок в лесу, громких выстрелов и иногда скудного походного пайка.