Гамбургский музей Кунстхалле открыл летний сезон экспозицией, посвященной влиянию книги Льюиса Кэрролла на историю искусства. Чайные сервизы со сценами «Безумного чаепития», многочисленные иллюстрации, немое кино, театральные постановки и современные инсталляции – добро пожаловать в настоящую Страну чудес!
«Днем рождения» истории про Алису считается 4 июля 1862 года. В этот день Чарльз Лютвидж Доджсон (он же Льюис Кэрролл) с другом и десятилетняя Алиса Лидделл с сестрами отправились на прогулку по Темзе, во время которой Доджсон развлекал своих маленьких спутниц рассказами о приключениях девочки, провалившейся в кроличью нору. «Запишите это», – попросила Алиса. Спустя два года она получила в подарок на Рождество рукописную книгу с иллюстрациями автора.
Уникальный манускрипт, к счастью, не был утерян, и у посетителей выставки «Алиса в Стране искусства» (Alice im Wunderland der Kunst), открывшейся в гамбургском музее Кунстхалле, есть возможность его полистать – правда, только в электронном виде. Первые залы экспозиции целиком посвящены Кэрроллу, прототипу главной героини Алисе Лидделл, а также первому и самому популярному иллюстратору книги – художнику Джону Тенниелу, чьи рисунки, созданные совместно с писателем, до сих пор считаются каноническими.
Сразу после выхода «Алисы в Стране чудес» стало понятно, что это не просто очередная детская сказка. Произведением Кэрролла на протяжении последующих 150 лет вдохновлялись художники, поэты, писатели, музыканты и режиссеры. Первая большая выставка, посвященная влиянию книги на историю искусства, открылась в Галерее Тейт в Ливерпуле. В Гамбурге эту экспозицию расширили и дополнили собственными экспонатами. Всего на выставке представлено около 200 работ, относящихся к разным периодам времени и разным творческим сферам.
Большая часть экспонатов – произведения изобразительного искусства. Первая картина под названием «Алиса в Стране чудес» появилась в 1879 году, спустя всего 14 лет после публикации книги. Но по-настоящему популярным произведение сделали сюрреалисты: мотивы из «Алисы» неоднократно встречаются в творчестве Макса Эрнста, Рене Магритта и Сальвадора Дали.
Не устают соревноваться в любви к Кэрроллу и современные художники. Их работы превращают выставку в настоящий интерактивный аттракцион. Например, инсталляция Пипилотти Рист «Комната с гигантской мебелью», сделанная еще в 1994 году, позволяет посетителям посидеть на огромном диване, чьи размеры раза в два превышают привычные. А в помещении по соседству в стене сделана крохотная дверь, пройти через которую можно только согнувшись.
Сразу несколько залов посвящены истории театральных постановок и экранизаций «Алисы». Помимо костюмов и фотографий, здесь представлены и отрывки из фильмов: с 1903 года по книге Кэрролла было поставлено более 60 картин.
Одни из самых интересных экспонатов прибыли в Гамбург из лондонского Музея Виктории и Альберта. Подобно тому, как сейчас после премьеры очередного мультика Disney или DreamWorks в продаже появляются фигурки их героев, а также тетрадки, блокноты, ручки и плакаты с их изображениями, в Великобритании XIX века все сходили с ума по «Алисе». Ее портреты печатали на марках, ковриках и салфетках, более того – фарфоровые мануфактуры выпускали тематические сервизы со сценами чаепития с Безумным Шляпником.
Тем, кто плохо помнит оригинальный текст, открывать Страну чудес помогают цитаты, выбитые на стенах и настраивающие гостей на путешествие в сюрреалистический мир Кэрролла: «Если бы это было так, это бы еще ничего, а если бы ничего, оно бы так и было, но так как это не так,так оно и не этак! Такова логика вещей!»
Выставка открыта до 30 сентября.
Официальный сайт Кунстхалле – www.hamburger-kunsthalle.de
Источник: