В Донецке прошла выставка молодых иностранных художников, посвященная городу

Украинский бизнес растет над собой — и не только в денежном измерении, но и в эстетическом и в идейном.

По поводу своего 10-летия компания Систем Кэпитал Менеджмент сделала родному городу Донецку художественный подарок. И это был отнюдь не очередной концерт Филиппа Киркорова или даже Бейонс. Точнее, не только поп-развлечения. Подарком землякам стали масштабная выставка молодых иностранных художников, посвященная Донецку, неожиданный перформанс французского уличного театра и памятник, созданный итальянским скульптором.

Назрели ли в украинском обществе качественные изменения, и мы почувствовали дыхание европейской цивилизованности… Или просто — не бывает худа без добра, и в ситуации нехватки культурных событий надлежащего уровня искусство становится экзотикой и диковинкой, которую подают к праздничному столу вместе с икрой. Но в юбилейном меню гиганта украинского бизнеса оказался этот деликатес: «Было бы хорошо сделать в этом городе то, чего а) — никогда не было, б) — что, возможно, будет не просто новым, но и весьма сложным в восприятии и в ) — чтобы еще было как минимум веселым», — так о своем выборе говорит ПР-директор компании СКМ Наталья Емченко. А деликатесом этим стал «Арт-пойнт» — большая групповая выставка тринадцати молодых художников из разных стран от Швейцарии и Германии до Армении и Ирана, которые, прожив несколько недель в Донецке, показали в своих художественных проектах собственное ощущение этого города.

Телевизор, который выливает настоящую радугу из окна прямо на пол, гигантский сталактит, составленный из неоновых ламп, фантастические руны для предсказания будущего города и остальные художественные работы разместились на верхнем — еще не достроенном этаже крупного торгового центра. А куратор и вдохновитель выставки — известная киевско-берлинская галеристка Людмила Березницкая — объединила их в четыре крупных главы — «Город и структура», «Герои», «Город и состояние» и «Предсказание и реальность»: «Проект рождался в процессе. Он не был заданным на сто процентов — мол, мы должны показать вот это… Художники из разных стран собирались по принципу отношения к среде: художники, интересующихся урбанистической темой, — их интересует город, их интересует село, их интересует природа, их интересует экология… Интересно, чтобы он нашел путь сам — почувствовал что-то и создал то, что он хочет».

Через полтора часа после вернисажа горожан ожидало еще одно событие: очень изящный спектакль французского уличного театра, предшествовавшей открытию памятника, который для Донецка создал итальянский скульптор Лоренцо Квин. Бронзовую руку, которая держит между пальцами маленький кристалл сразу после церемонии открытия, бросились полировать собственными руками несколько сотен прохожих — организаторы ведь пообещали, что новый памятник «приворожит» деньги к тому, кто к нему прикоснется! Этот несколько попсовый ход и по-советски официальные речи чиновников сильно контрастировали с очень поэтическими хороводами французских надувных гуманоидов с подсвеченными изнутри сферами-головами.

Заметили ли эти контрасты сами горожане, понравилась ли им выставка, узнать не удалось. В экспозиции они как-то немножко смущались, а увидев микрофон, просто отходили в сторону. А вот иностранные гости — в частности, генеральный консул Германии в Донецке Клаус Цилликенс, отметили важность появления такой экспозиции именно здесь: «Это очень важно и интересно, что эта инициатива есть именно здесь, что этот проект именно в Донецке. Я вижу это впервые здесь — в Донецке. Дончане любознательные люди, я не исключаю, что для некоторых из них это будет шок. Но, думаю, искусство тоже надо продвигать».

В рамках юбилейных торжеств Донецк посетили Украинский поп-любимцы Гайтана, Тина Кароль, Потап и Настя Каменских. Здесь прозвучал даже голос «Плава-лагуны» из фильма «5 элемент» — во дворце спорта «Дружба» выступил звезда мюзиклов Эндрю Ллойда Вебера и его экс-жена Сара Брайтман! Впрочем, главный вкус и главный смысл праздника создали не они, а тринадцать юных художников и их донецкий проект. Наталья Емченко отметила: «Это возможность для нас — для дончан — посмотреть на себя сбоку. Это не столько зеркало, сколько аллюзия на тему. Это не наше отражение, безусловно, в любом случае. А это то впечатление, которое мы производим».