В «Борее» проходит выставка Бориса Смирнова

В «Борее» проходит выставка ленинградского художника Бориса Смирнова Новости , Новости СПб

В «Борее» проходит выставка Бориса Смирнова — одного из самых ярких ленинградских художников. Коллеги по цеху уважали его как профессионала высокой пробы и мудрого человека, с соцреализмом предпочитавшего не связываться. Он любил искусство как ремесло, серьезно и здраво. Славу ему принесли проекты по дизайну стекла. Но самым большим его успехом были маскировки кораблей, памятников и зданий. Смирнов был художником–маскировщиком блокадного Ленинграда, он придумал декорации, которые ни один летчик не принял за стратегические объекты. Эти монументальные инсталляции можно увидеть на блокадных снимках. Сколоченные из досок, часто второпях, они открывали в петербургском ландшафте новые кубистические мотивы. Смирнов ведь был учеником авангардистов. Так что Ленинград 1941–1943–го, в котором Геннадий Гор писал обэриутские гениальные и чудовищные стихи о блокаде, продолжал жить заветами беспредметников и будетлян.

Фотографией Смирнов увлекался с 1930–х. Делал то, что ему было интересно, не рассчитывая выставлять работы. Его снимки кукол в те годы вряд ли одобрил бы выставочный комитет, хотя в них не было ни сюрреалистской провокативности, ни тлетворного формализма, за который тогда прорабатывали. Они в принципе не вписывались в искусство того времени. В блокаду Смирнов, имевший как художник–маскировщик разрешение фотографировать, снимал выброшенные на улицу кровати. Проходной, казалось бы, сюжет, но эта серия почему–то отпечатывается в памяти, как фото очереди с бидонами и кастрюлями у проруби на Фонтанке. В «Борее» выставлена графика Смирнова, до последнего времени мало известная. А жаль. Многие из этих рисунков — эскизы или наброски в путевом альбоме — безукоризненно точны. Самое сильное впечатление производят десятки зарисовок военных кораблей, выставленные в несколько рядов одним блоком. Они сделаны быстро, прорисованы до мелких деталей, и даже того, кто совсем неразбирается в морском деле, научат отличать эсминец от линкора. В этом же зале — жизнерадостные портовые пейзажи послевоенных лет. Рядом — зал шуточных скетчей. Также по соседству висят трогательные зарисовки, сделанные во время командировок и путешествий. Есть даже афиша выставки рисунков, созданных во время одной такой поездки. По нынешним меркам архаика: не видео, не мультимедийная инсталляция, а путевые зарисовки. Но иногда как раз такого искусства и недостает.

Источник: