в Астане открылась персональная выставка Замзегуль Оралбаевой

В Музее современного искусства Астаны открылась персональная выставка Замзегуль Оралбаевой. Выпускница Алматинского художественного училища имени Орала Тансыкбаева, она нынче известна далеко за пределами республики.

Замзегуль Оралбаева получила специальность с мудреным названием «художник по колорированию ткани», что позволило ей работать в самых разных техниках – батик, чий, гобелен. Но особую тягу она испытывает к древнему искусству кошмоваляния. В этот раз она представила 25 работ из войлока.

Об этом пишет газета «Казахстанская правда» .

Замзегуль, прекрасно владея приемами древнего искусства текемета, при этом сознательно отступает от традиционных форм. Она обогащает свои изделия живописными принципами, выстраивая их и композиционно, и колористически в стиле петроглифов. В ее работах четко просматриваются силуэты архаров, сайгаков, коней, куланов – стилизованные изображения соответствуют манере древних безымянных художников, оставивших нам наскальные рисунки («Степные легенды», «Перекати-поле», «Голос предков», «Ураган сайгаков», «Бетпак дала»). Порой рисунок вообще исчезает с поверхности войлока, остаются лишь ритмически повторяющиеся абстрактные завитушки – таковы «Паводок» с барашками волн в стремительном потоке или «Ритм дождя», где угадывается одинокое дерево да сумбур клубящихся туч. Близки к этим работам «Туман» и «Листопад».

Иногда художница выстраивает линейную перспективу – так появились ее «Караван времени», где ясно просматриваются силуэты верблюдов, «Белый квадрат» с одинокой фигуркой вдали, «Перспектива» (по-казахски она называется «Келешек» – «будущее» или «предстоящее», а по-английски – Prospect. Такое многозначное название).

Но и этими экспериментами Замзегуль Оралбаева не ограничивается, а предлагает сложносоставные, с философским подтекстом изображения: загадочного «Беркутчи» – всадника с ловчей птицей на руке, «Модели» (это, скорее, три грации), «Ось Вселенной» – с диагональной перспективой и движущимися в разных направлениях тремя вереницами лошадей, «Млечный путь», который по-казахски звучит как «Құс жолы» – «Путь птиц».

Особенно сложны и глубоки ее «Томирис», «Кюй», «Блудный сын». Воительница изображена весьма патетически, на возвышении-горке. На второй работе в центр помещен кюйши (Курмангазы?) в окружении бешено мчащихся призрачных коней. А вот библейский персонаж – блудный сын – изображен в очень трудной позе, свернувшийся едва ли не шаром, лишь руки угадываются на этом войлоке. Но даже и эта странная поза придана ему не случайно – то ли это перекати-поле, то ли свернувшийся в клубок еж, во всяком случае, это человек, еще не вернувшийся к отцу, еще мыкающийся по свету.

Форму своим войлокам Замзегуль тоже придает самую необычную. Порой кажется, что она отщипывает не понадобившуюся, не заполненную рисунками шерсть, однажды прорвала брешь в центре кошмы – так изображено «Полнолуние», порой снабжает их бахромой и несвалявшейся куделью. И это тоже эксперимент – дерзкий, неожиданный, даже вызывающий, но, тем не менее, имеющий право на осуществление, каким бы спорным он ни был. Зато по-настоящему интересный.

Источник: http://art.gazeta.kz