В Армении есть министерство культуры или уже нет?

Не в первый раз наше правительство принимает странные, если не сказать — бессмысленные решения. Приведем один из последних примеров. Решением правительства в Ереван должны быть доставлены из областей 63 памятника культуры, которые будут представлены на открывающейся в январе будущего года выставке «Время сбора камней» рядом с Музеем истории Армении и останутся там до 2016 г. Нетрудно догадаться, что данное решение вызвало сильное общественное недовольство.

Давно уже говорится о необходимости соразмерного развития областей — это направление было даже признано одним из приоритетных, но данное решение правительства никак не способствует выполнению этой задачи. Министерство культуры должно было озаботиться тем, чтобы должным образом представить памятники нашей истории и культуры туристам — дабы они ради того, чтобы увидеть их, отправлялись в области, в глубинку, тратили деньги, способствуя тем самым развитию туристического бизнеса Армении. Другой аргумент противников этого решения заключается в том, что памятники эти неразрывно связаны со средой и местностью, в которой они были созданы и простояли на протяжении веков, так что их перенос в столицу — проявлениеявного неуважения к истории и жителям этих областей.

Министр культуры Асмик Погосян в ответ на критику заявила, что вокруг этого решения правительства разворачиваются неуместные спекуляции, потому что на самом деле привезены не памятники как таковые, а их фрагменты, каменные обломки. «Речь идет о разбитых, разрушенных, оставшихся под землей, оставленных без внимания и найденных фрагментах памятников. Продемонстрировав на выставке эти фрагменты, мы покажем, какое у данной области историко-культурное наследие»,— сказала А. Погосян, добавив,что после выставки они будут возвращены туда, откуда были взяты.

Отметим, однако, что ценность того или иного памятника проявляется не в музее, а там, где он стоял веками,— у реки, под деревом, на вершине горы или на кладбище.

Независимый депутат НС Эдмон Марукян дал отповедь министру культуры: «В Дсех всегда приезжало множество туристов, чтобы увидеть сломанные солнечные часы церкви Сурб Григор — они лежали в ущелье. И эти часы вы привезли в Ереван. Так что те, кто раньше отправлялся в Дсех, теперь будут ездить в Ереван..»

Асмик Погосян, как мы уже сказали, уверяет, что после демонстрации все эти реликвии будут аккуратно возвращены на места их «основной прописки». Член инициативной группы общественного движения «Сардарапат» Тигран Хзмалян вспоминает по этому поводу интересный факт: под предлогом выставки в Париже из крепости Лори-Берд увезли уникальный хачкар с символами всех четырех евангелистов — человеком, орлом, львом и тельцом. Где сейчас этот хачкар, неизвестно…

Начиная с 2008 года рядом с памятниками истории и культуры устанавливаются таблички-стенды, рассказывающие о них. В 2010 году выяснилось, что история на некоторых из этих табличек переврана. Так, согласно установленным в Ахпате и Санаине табличкам, знаменитый ашуг Саят-Нова служил при дворе царя Ираклия II и, будучи придворным, помогал установлению отношений между тремя противоборствующими странами — Азербайджаном (Агванком), Арменией и Грузией,— тогда как азербайджанская государственность возникла лишь в 1918 году, а до этого азербайджанцы упоминались как кавказские татары. Об этом рассказал на днях декан исторического факультета ЕГУ Эдик Минасян. Он добавил также, что сообщил в свое время об этом министру культуры, которая пришла в негодование, вызвала заместителя и велела немедленно исправить ошибки. С тех пор прошло два года, но ничего так и не было сделано. По словам ученого, таблички устанавливала некая американская организация, причем без каких-либо обсуждений и консультаций с армянскими историками и без какого-либо отчета министерству…

Так или иначе, но факт остается фактом: туристы, посещающие Армению для знакомства с ее памятниками истории и культуры, нередко возвращаютсядомой с искаженными представлениями о нас и о нашей истории.

Источник: