Уже архитектура или все еще скульптура? Лестница в небо — из Польши в Герцлию.

Вы соскучились? Давно не видели видео-арт? А инсталляции? А лестницы, уходящие в небо? С трудом пережили летние каникулы, ностальгируя по теням видео-проектора и закрученным конструкциям современного искусства? Видео-арту и жанру современных инсталляций – три-четыре десятка лет, но об этих видах искусства все еще спорят, дискутируют считать ли их новыми или новейшими.

4 сентября в Герцлийском музее современного искусства открылись две новые выставки видео-арта и инсталляций. Первая – во всех залах, кроме главного. Вторая – в главном зале, полностью его заполонив. Первая выставка – работы лауреатов премий (четырех официозных сортов) министерства культуры и спорта в области искусства и дизайна за 2009 год. Вторая – «Лестница» — инсталляция польской художницы Моники Сосновска , потому на сей раз Герцлийский музей, крепко сплоченный с Европейским сообществом, привлек для сотрудничества Институт Польши в Израиле и Институт Адама Мицкевича. И поздравил всех с Новым годом – Рош ха-Шана — двумя новыми выставками.

В выставке лауреатов принимают участие более 30 художников. Среди них такие наши и уже не только наши, вырвавшиеся на международный рынок, знаменитости, как Рои Розен, Йегудит Саспортас, Ноа Зайт, Бьянка Эшель-Гершуни, Михаль Хельфман, Элиэзер Зоненшайн, Адам Рабинович, Гай Саги и другие. Тут стоит сказать либо все, либо ничего. Всего не скажешь, ничего не сказать неудобно – так что отсылаю любопытствующих на сайт музея. Там добросовестно и подробно изложена информация о каждом из участников выставки и их работах. Личные мои пристрастия – керамистка Бьянка Эшель-Гершуни и удивительная Йегудит Саспортас. Остальное — в самом музее, к слову сказать, основанному аж в 1965 году, в то же год, когда был открыт Музей Израиля в Иерусалиме.

Герцлийский музей искусств, пусть и не столь популярен, как более авторитетные Иерусалимский и Тель-Авивский музеи, но уже давно и прочно занял свою нишу в выставочном деле, экспонируя видео-арт, современную, часто провокативную, фотографию, инсталляции всех сортов, и даже иногда в качестве предметов искусства — чашечки Петри с кефирными грибками. Для всего находится место в его просторных залах. Герцлийский музей — прибежище любопытных, открытых любым веяниям зрителей, которых, помимо самого современного искусства, заманивает и низкая цена входного билета — всего 10 шекелей.

разные точки зрения. Герцлийский музей искусств давно стал одним из главных действующих игроков на сцене современного искусства страны, вдохновителем и заказчиком новых идей и новых концепций. Выставки в нем необычны и эпатажны: новаторский видео-арт, далекая от канонов живопись, странная графика, фотография, выходящая из рамок привычного даже для этого вида искусств, где рамок практически нет – какими рамками можно обуздать фантазию дорвавшегося до компьютера и видеокамеры активного творца?

Так повелось и было при прежнем (ныне покойном) директоре музея Йоаве Дагоне (руководившем также музеем Нахума Гутмана в Тель-Авиве). Традиция интересных выставок современных художников – как израильских, так и европейских — продолжается и при нынешнем директоре – Далье Левин, а экспозиции устраиваются при помощи культурных атташе стран Европейского содружества, Института Франции, Института Сервантеса, Института Гете, Британского Совета по культуре.

Но лучше сначала все-таки сначала сходить в музей, а потом путешествовать по сайтам и линкам, тем более что никакие картинки в Интернете не дадут полного представления о работе польской художницы Моники Сосновска — монументальной инсталляции более 5 метров в высоту, которую Моника задумала еще в 2008 году, когда приехала в Иерусалим по приглашению Нирит Нельсон — куратора и руководителя Иерусалимского Центра Визуального Искусства JCVA (Jerusalem Center for Visual Arts). Пригласили ее в Иерусалим, а идея работы «Лестницы» появилась благодаря Тель-Авиву, после «архитектурной» экскурсии по Белому городу, хотя лестница, уходящая в небо, вызывает много ассоциаций, да и подоплека у этой истории сложная.

Моника Сосновска — знаменитая ныне польская художница, которую десять лет назад никто не знал. Но когда в 2004 году Журнал «Art & Business» опубликовал рейтинг польского искусства, в категории «наиболее заслуживающие внимания художники младше сорока» на первом месте была именно Моника Сосновски. Она – не коммерческий художник: строит лабиринты, «метафоры пространства» (в Базеле такой лабиринт продали за 50.000 евро).

Сосновски, родившаяся в Польше в 1974 году, в начале 2000-х годов завоевала международное признание благодаря «архитектурным» инсталляциям, определяющим связь между архитектурой и искусством, между «уже архитектурой» и «все еще скульптурой». По ее словам, интерес к теме социальной архитектуры возник у нее, когда она жила в предместьях Варшавы. Моника Сосновска режет металл и бетон, мнет материал, сдвигает стены, видоизменяет, измельчает, скручивает, выражая тем самым свое отношение к современной архитектуре, которая по ее мнению находится на этапе распада, дезинтеграции. Критическое отношение, даже жестокое – как и у всех, кто пожил в многоэтажных коммунистических коробках-общежитиях на сотни семей, подобные которым Сосновски с удивлением обнаружила и в других странах, начав путешествовать по нашей перенаселенной планете. Моника Сосновска расчленяет архитектуру, делая это элегантно и красиво, по-женски легко и изящно, заводя металлические, искривленные, скрученные в виде хромосомы лестницы под потолок музейных залов, пытаясь найти нечто свое, личное в создаваемом ею хаосе. Нечто человеческое в нечеловеческих современных жилищах.

Сосновска ведет явный диалог с модернизмом, с идеологической утопией, с различными политическими и социальными явлениями. Начало начал для своих работ она видит в архитектурном конструктивизме, выражая свое отношение к коммунистической социальной архитектуре – той, среди которой росла. А может ее критика – утопична, людям просто негде было жить, дома на тысячи семей, эти мега-структуры – символы застоя, были отвратительной необходимостью, но, став художественной адаптацией, отправились в путешествие по выставкам.

А что уютный старый Тель-Авив? Его архитектуру Моника посчитала брутальной, отражающей политические взгляды и культурный фон. А в каком городе может быть иначе? Разве в том, что уже исчез, опустился под землю.

Непосредственным «фундаментом» для ее герцлийской «Лестницы» стала фотография старой тель-авивской малосимпатичной бетонной лестницы — пристройки к «Дому Города» на улице Бялик — к бывшему зданию муниципалитета, в 70-е годы превращенного в Музей истории Тель-Авива. Боковая запасная пожарная лестница, пристроенная с боковой стороны в 1971-м году, знавала лучшие времена, а в 2008 году, через несколько дней после исторического флэша Моники Сосновска, ее и вовсе снесли в рамках проекта реставрации исторической части Тель-Авива к 100-летию Белого города. Архитектор Меира Ковальски восстановила первоначальное здание, расставшись с голой конкретной пристройкой, жалкой на вид.

Сосновска начала свою игру – раскрутила лестницу по спирали, поменяла мажорную тональность на минорную, нашла ассоциации с Вавилонской башней, вспомнила толкования французского философа Жака Деррида, изменила перспективу. В результате получилась инсталляция-скульптура – особый автономный музейный объект-монумент, инженерный конструктивизм. Лестница без дома, изнанка без лица, ступени, натянувшие на себя пространство музейного зала, стягивающие его. То ли скульптура, то ли воплощение минимализма, а может реинкарнация старой лестницы. Сосновска трансформирует физическое пространство в ментальное состояние, играет на восприятии зрителей. В ее работах всегда есть элемент неожиданности, спрятанный сюрприз, а еще — хаос и неопределенность. Ее лестница — неправильной формы, части которой смягчены, словно растаяли.

Моника закончила отделение живописи Академии изящных искусств Познани. Может ее архитектурные инсталляции – это трехмерная живопись? Позже она училась в Амстердаме и уже там начала строить свои инсталляции в старых зданиях, заведомо зная, что они вскоре будут разрушены. В 2003 году она получила первый международный приз — престижную премию Baloise Art Priz в Базеле за свои работы – диалог между архитектурой и искусством. Сосновска пытается создать атмосферу Польши 1970-х и 1980-х, понять, как взаимодействуют пространство и эмоции, современные мотивы с социалистической архитектурой ее родины.

Она использует искусство, как инструмент критики архитектуры, а архитектура для нее — отражение отношений политики и общества. С 1989 года — с тех пор, как коммунизм рухнул, она видит в изменении архитектуры — особенно в таких городах, как Варшава, -социальные преобразования. Сосновска принимала участие в Венецианском бьеннале и во Франкфуртском «Манифесте», у нее прошла персональная выставка в Нью-Йорке в MoMA, ее работы выставлены в музеях Испании, Австрии, Мексике, в Берлине, Глазго, Милане, Варшаве, Амстердаме.

Сезон 2008-2099 в Израиле был объявлен годом Польши – именно в это время Сосновски и была приглашена в Иерусалим, и именно поэтому стала возможной ее выставка в Герцлии при помощи Института Адама Мицкевича и Института Польши в Израиле.

Выставка лауреатов премии Министерства культуры продлится до 6 ноября. Выставка Моники Сосновска – до 15 января 2011 года.

Часы работы: вторник, четверг – с 16.00 до 20.00; понедельник, среда, пятница, суббота – с 10.00 до 14.00. По воскресеньям – закрыто. Стоимость входного билета — 10 шекелей.