Ульяна Вылегжанина

До конца 2010 года уральским музеям, как и другим бюджетным структурам, предстоит определиться, выбрав один из трех типов учреждения — казенное, бюджетное или автономное. От этого выбора будут зависеть объем и принцип финансирования музея и перспективы его коммерческой деятельности.

Так, учреждения, выбравшие казенную форму, будут получать из бюджета фиксированную сумму на основе сметы, а все дополнительные доходы передавать государству. Бюджетным учреждениям достанутся субсидии на содержание имущества и на выполнение госзаказа. Заработанные деньги пойдут в фонд музея и могут быть направлены на его дальнейшее развитие. Самая «вольная» форма — автономная. Выбрав такой тип хозяйствования, культурные учреждения фактически становятся коммерческими предприятиями. Они получат меньше субсидий и больше свободы, вплоть до возможности не придерживаться закона о госзакупках.

Сейчас музеи на перепутье. С одной стороны, эти учреждения в какой-то степени являются частью индустрии развлечений, а значит, должны искать варианты развития коммерческого направления своей деятельности. Но, с другой, музеи изначально находятся в невыгодном положении в сравнении с остальными бизнес-структурами, ведь их главная задача — сохранять культурное наследие, обучать и воспитывать. А уже потом — развлекать посетителя. Есть ли вообще смысл музеям стремиться зарабатывать деньги, попытался разобраться корреспондент «РГ».

В Свердловской области более 50 частных музеев, в том числе два созданы на основе личных коллекций. Их опыт показывает, что музейный проект можно назвать бизнесом лишь формально. Фактически частные экспозиции держатся на голом энтузиазме.

Минералогический музей занимает более 1500 квадратных метров, на которых выставлены две тысячи минералов и резных изделий из камня и кости. Это одна из лучших коллекций камней в России, владелец музея Владимир Пепеленко собирал ее почти 40 лет, а потом решил выставить на всеобщее обозрение. Правда, удовольствие поделиться своей радостью с другими оказалось не из дешевых. Огромные музейные площади следует содержать в чистоте, охранять, платить за тепло и свет. А еще необходимо следить за состоянием коллекции и пополнять ее новыми экспонатами.

— Музей существует за счет камнерезной лавки, в которой мы продаем сувениры и украшения из камня, — рассказывает Владимир Пепеленко. — Реализация билетов приносит ничтожные деньги. В удачный день приходит около ста человек, в другие — 20-30. Самый дорогой билет стоит 50 рублей, а пенсионеров, школьников, студентов и других льготников пропускаем бесплатно. Даже если человек придет без удостоверения и скажет, что очень хочет попасть в музей, я пропущу. Не жалко.

В смету доходов и расходов не включена арендная плата. Она обошлась бы в 2,5 миллиона рублей в месяц. Раньше музей не платил аренду с согласия областного правительства, которое каждые пять лет издавало соответствующие постановления. Несколько лет назад здание, в котором размещается экспозиция, передали в ведение федеральных органов. Все это время частный музей пытаются выселить как «злостного неплательщика» и сдать помещение под более прибыльный проект.

— Это сколько же человек мне необходимо принять в месяц, чтобы заработать 2,5 миллиона рублей? — удивляется Владимир Пепеленко. И заключает: — Это не бизнес, а социально ответственное предприятие. Поэтому государство должно поддерживать все музеи, независимо от формы собственности.

На начало года в Свердловской области насчитывалось 628 музеев. Среди них 81 муниципальный, 29 государственных областных — с филиалами и отделами. В прошлом году на содержание областных музеев выделено из бюджета 95,9 миллиона рублей, сами учреждения в этот период заработали 18,5 миллиона, из которых почти 17 пришлось на реализацию билетов и организацию экскурсий. Доходы от предпринимательской деятельности (652 тысячи рублей) получили единицы: Ирбитский музей ИЗО, областной краеведческий, Верхотурский и Невьянский музеи. Еще 901 тысячу рублей составили благотворительные пожертвования.

Помимо продажи билетов и проведения экскурсий можно зарабатывать на продаже сувениров, реставрации исторических ценностей, сдаче в аренду свободных помещений, проведении свадеб, юбилеев, корпоративных вечеринок. Заработанные деньги остаются в музее, который сам решает, на что их потратить. Например, на пополнение фонда, организацию новых выставок, премии сотрудникам, ремонт помещений.

— Мне кажется, коммерциализация важна не сама по себе, а исключительно для развития музея, для того, чтобы он оставался «в струе», мог предлагать посетителям новые интересные и актуальные программы, — рассуждает исполняющий обязанности заведующего музеем радио им. А. С. Попова в Екатеринбурге Алексей Федотов. — Основной источник наших собственных доходов — продажа билетов, причем даже не на основные экспозиции, а в планетарий. Затем идет реализация сувенирной продукции. Основная аудитория — студенты и школьники, поэтому лучше всего раскупаются недорогие закладки и календари с музейной тематикой.

— Если есть возможность, музеи должны зарабатывать деньги, — считает один из признанных менеджеров этой сферы в Свердловской области, директор Музея истории Екатеринбурга Расим Назипов.

Это учреждение окупает себя на 25 процентов. В музейной среде считается, что окупаемость на уровне 10-15 процентов — это хорошо, 20 — просто замечательно. Три четверти доходов Музею истории приносят продажи билетов и экскурсии. В прошлом году его посетили 75 тысяч человек. Остальные поступления — от организации праздников, в том числе бракосочетаний и свадебных фотосессий, прибыль от кофейни, которая работает при музее, продажи сувениров.

Секрет посещаемости складывается из привлекательности содержания и формы, считает Расим Назипов. С одной стороны, необходимы интересные экспозиции с завлекательными названиями, яркие мероприятия и акции, которые могут «прогреметь» на весь город. С другой -в самом музее посетитель должен чувствовать себя желанным гостем.

— Нужно уметь любить своих посетителей, не заискивая перед ними, — рассуждает Расим Назипов. — Я приучил сотрудников распахивать обе створки входной двери — это создает у посетителя уверенность, что его здесь ждут. К сожалению, у большинства жителей нашей страны еще со школы сложился стереотип, что музей — это что-то скучное, обязательное: нудный экскурсовод, пыльные экспонаты, которые нельзя трогать. Мы пытаемся сломать эти представления, что непросто.

Помимо работы с посетителями, необходимо активное продвижение в информационном пространстве, отмечает эксперт. Музеям есть чему поучиться у средств массовой информации, кино, театров и других востребованных отраслей культурно-развлекательной индустрии.

— Чтобы музеи стали привлекательными, требуется изменить психологию не только посетителей, но и руководителей, — продолжает Расим Назипов. — Сейчас музейному менеджменту практически нигде не учат, нет и отечественных пособий, только переводные. Поэтому и получается, что во главе музеев стоят в основном грамотные искусствоведы и культурные работники, но не управленцы.

— Если у музея есть возможности, нет ничего плохого в том, что он будет зарабатывать деньги на развитие. Однако о полной самоокупаемости не может быть и речи. В первую очередь музеи исполняют социальные функции. Например, в Екатеринбурге есть областной музей ВДВ. Это место встречи ветеранов всех войн, десантников и призывников, но никак не коммерческое учреждение.

С другой стороны, музеи должны быть самобытными, интересными и привлекательными для посетителей. Чем больше посетителей — тем больше музей зарабатывает денег на развитие. Чем активней он развивается — тем больше посетителей. Если изюминки нет, ее надо искать. Сейчас во всех муниципальных краеведческих музеях нашей области даже сувенирная продукция одинаковая. А кто мешает, например, договориться с местными пекарнями и производить пряники с символикой города? Или продавать в качестве сувениров творения местных умельцев, которых в каждом городе немало?

Посетителей можно привлекать интерактивом, игрой. Хороший пример — костюмированные экскурсии в музее Невьянской башни. Согласитесь, намного интересней, если в качестве экскурсовода выступает «Демидов» в костюме XVIII века.

Необходимо следить за международными тенденциями. В Европе и во многих азиатских странах интерактивные экскурсии — это уже вчерашний день. В Китае, например, ставка делается на высокие технологии и Интернет. Там любой школьник может зайти во всемирную паутину и просмотреть коллекции любого музея, даже периферийного. Все это делается с расчетом, что человек, увидев виртуальные экспозиции, захочет посмотреть реальные.

Мы решили пойти в ногу со временем и запускаем проект на музейных порталах и сайте министерства культуры и туризма Свердловской области. Надеемся, что уже через 2-3 года с экспонатами всех уральских музеев можно будет ознакомиться с помощью Интернета.