“Улицы без границы”, интервью с участниками

Позавчера в галерее Art play состоялось открытие выставки с участием французский уличных художников, небольшие интервью с которыми вы можете прочитать в продолжении поста, а так же прочитать мнение Игоря Поносова об этом мероприятии.

Честно говоря, выставку уличного искусства трудно представить в галерейном пространстве. И как мне всегда казалось, лучшее пространство для презентации работ стрит-арт художников — городское пространство.

Галерея является профанацией для так называемых «институциональных» художников, а для уличных творцов —местом стерилизации. Конечно, могут быть и удачные способы репрезентации уличных работ, такие как фото или видео документации, но подобных примеров экспозиций мало и за частую кураторы банально стараются представить эстетику улиц внутри галерейного пространства, а это неминуемо перечеркивает идеологическую составляющую движения.

Собственно говоря, попадая в галереи, мы видим массы развлекательно-художественных работ, при созерцании которых теряешь надежду на возможность установления диалога с художником. От уличного художника-активиста, как ни от кого другого ожидаешь радикального высказывания, а в результате получаешь клиенто-ориентированный подход декоративно-прикладного характера.

Это мой первый визит в Москву, и я благодарен за приглашение поработать здесь. Москва — это город, в котором стрит-арт может занять свое место. Здесь огромное пространство, и любому уличному художнику должно понравиться работать в таких условиях. Здесь чувствуется некая сила. У Москвы потрясающая история: долгое время город был обособлен, сейчас же он становится открытым всему миру. Очень интересно, что будет у вас происходить — у Москвы чувствуется потенциал.

Обычно я работаю сам по себе. Довольно давно я делал совместный видеопроект с другим уличным художником, известным как Space Invader. Коллаборация произошла довольно спонтанно, и совместная работа для меня — скорее исключение, чем правило. Я не думаю, что такое бы могло повториться сегодня. Сейчас мне не столько интересно сотрудничать с художниками, сколько, например, с музыкантами. Сочетание звука и изображений может дать зрителю совершенно новый опыт. Я полагаю, что мог бы заниматься проектами подобного рода.

Мне трудно предположить, чем я буду заниматься через несколько лет. У меня есть свободное время, чтобы экспериментировать и размышлять над новыми проектами. Какими они будут — я пока не знаю.

Я могу только сказать, что на следующей неделе у меня будет воркшоп во Франции — с группой молодых архитекторов я буду работать над вариантами развития небольшого города и его инфраструктуры. Конечно же, это тоже исключение — как я уже сказал, я редко работаю в команде.

Честно говоря, это нонсенс. Когда уличное искусство помещают в выставочное пространство, то это уже не стрит-арт — а всего лишь попытка его репрезентации. Для меня стрит-арт — это работа с самим городом, его формой, правилами и силой. Я верю, что уличное искусство принадлежит только улицам.

Для меня работа с рекламой — это возможность не быть наблюдателем, а стать участником жизни города. Когда я был еще граффити-райтером, для меня город уже был огромным пространством для творчества, он был моей студией и холстом.

Мне не очень нравится идея привносить новое в городской пейзаж. Я предпочитаю работать с тем, что находится на улице — выявлять незаметное глазу, или наоборот — заставлять что-то очень заметное исчезнуть. Когда я «удаляю» изображение с билборда, это еще и игра с памятью зрителя, и с компанией, чей билборд становится объектом работы. Конечно же, когда ты работаешь с рекламой — это несомненно и самореклама, это идеи Энди Уорхолла. Но это также и способ занимать активную позицию.

Любая реклама в какой-то мере насильственна. Это раздражитель. Рекламные изображения направлены на тысячи людей, и их цель — заставить купить продукт, это часть общей модели потребления.

Мне нравится давать ответ рекламе — например, залить краской изображение на билборде. Я думаю об этом, как об айкидо, когда ты можешь самым простым движением использовать силу противника. Если найти точку опоры, то можно «перевернуть» смысл рекламы и направить сообщение обратно его создателям.

Я ни за что не согласился бы приехать и участовать в выставке, если бы я работал только на самой выставке, и мне бы не позволили нарисовать что-нибудь снаружи на стене. Мне нравится делиться искусством с как можно большим количеством людей, поэтому на улице творить гораздо лучше, чем на специально отведенной выставочной площадке.

Моя настенная живопись очень демократична, поэтому я рисую лица людей — каждый при взгляде на них может испытать какую-либо эмоцию. Я стараюсь не ограничиваться одной аудиторией, я надеюсь, что всем, независимо от возраста или чего-либо другого, будет доступна моя картина.

Честно говоря, мне больше всего нравится, когда я творю один, незапланированно и на стенах города. То, что я делаю здесь, я не считаю настоящим перформансом — я не привык работать, когда на меня смотрят и ждут, пока я что-нибудь нарисую.

Я не стремлюсь встречаться и работать с другими художниками, обсуждать с ними искусство — я неплохо чувствую себя в таких ситуациях, но я с большим удовольствием проведу время со своей семьей.

Я рисую портреты людей на стенах, потому что считаю, что человечеству нужно вновь обрести свое место, на этот раз в городе. Город — это новая среда обитания, которая в эпоху стандартизации и либерализма уже не предназначена для людей. Это дегуманизированное пространство.

Важно найти место для человечества, а не для денег, компаний, бизнеса и абстрактных идей. Это гуманизм, это подход эпохи Возрождения.

Многие уличные художники критикуют рекламу и корпорации, борются с ними — но из этого получается та же реклама, только их творчества. Это способ быть увиденным многими и получить признание. Искусство должно быть неожиданным, незапланированным. Когда я вижу, что художник поместил свою работу так, чтобы ее увидело максимальное количество человек — я знаю, что это не искусство, а жажда славы.

Мое участие в этой выставке — отчасти самореклама, и я не очень комфортно чувствую себя в такой ситуации. Но что делать — для того, чтобы заниматься любимым делом, мне тоже нужны средства.

Москва — это очень круто. Это фристайл. Я граффити-райтер, моя жизнь это фристайл. Мне это подходит. Здесь очень жарко, но это ничего.

Я впервые в Москве, хотя до этого я уже приезжал в Россию в 2005 году — я был диджеем на одной вечеринке в Санкт-Петербурге. Мне кажется, что за это время в России многое поменялось — налицо эволюция. Я бы даже назвал это «эмансипацией». Я вижу, что у вас новые машины, люди хорошо одеваются, есть уличная жизнь — это очень хорошо.

Здесь я делаю особенный проект — в моей работе будет специальное послание, постарайтесь его прочесть. Я использую флюоресцентную краску — так что в темноте надпись будет светиться. У моей работы есть два измерения — в дневное время вы увидите одно, ночью другое.

Мне нравится находиться рядом с другими художниками, они все очень разные, это интересно. Может быть, я сделаю с кем-нибудь из них на днях вместе общий проект. Это может получиться любопытно — комбинация граффити и стрит-арта. Раньше я работал вместе с другими граффити-райтерами, но никогда — с уличными художниками.

Может быть, если бы я жил во времена Ван Гога, я бы рисовал маслом по холсту. Но сегодня будущее за аэрозольной краской. Может быть, уже появился Ван Гог нашего времени, и он рисует как раз баллонами, просто мы пока этого не знаем.

То, что я обычно делаю на улице — это граффити, то, что я делаю здесь, в галерее — это стрит-арт. Моя работа для выставки очень отличается от того, что я привык рисовать. Все дело в концепции, в идее. Вы никогда не увидите такую красочную надпись в городе, такую работу со светом. Это уже больше похоже на инсталляцию.

Мне кажется, что такого рода проекты оказывают наибольшее воздействие на зрителя именно в галерее. Люди приходят сюда, чтобы увидеть работу художника, чтобы понять ее. На улице у людей просто нет времени на это. Я считаю, что искусству нужно уделять внимание — также, как жене, друзьям. Когда вы видите картину — не торопитесь, постарайтесь ее понять.

Когда я приезжаю в незнакомый город, я предпочитаю не смотреть на достопримечательности и не следовать туристическими маршрутами, а сразу отправиться на окраины. Мне нравятся старые, полуразвалившиеся здания.

Я считаю, что Artplay — отличное место для любого уличного художника, здесь грубая и суровая обстановка, и это очень вдохновляет.

Это интересно, когда ты оказываешься в одном пространстве с другими художниками, которые готовят свои проекты для экспозиции прямо у тебя на глазах. По своему опыту могу сказать, что в мире стрит-арта это случается редко, также нечасто происходят и коллаборации. Мне нравится работать в жанре инсталяции, и здесь я представлю свои работы, которые не сильно связаны по форме и содержанию с тем, что сделано другими для выставки.

Идея состояла в том, чтобы сделать инсталляции как внутри галереи, так и вне ее стен. В самом выставочном зале можно будет увидеть мою работу на телевизорах, которые будут показывать видео проекта Open.your.eyes. То, что снаружи — это некая попытка посредством инсталляции воссоздать в Москве атмосферу «маленького Парижа». Я надеюсь, что люди, проходя мимо, смогут совершить небольшое путешествие между странами.

Я считаю, что это совершенно разные вещи — когда ты работаешь в галерее, и когда ты работаешь в самом городе. Когда что-то сделано художником на улице, каждый может увидеть это, это почти как галерея, открытая для всех. Но это впечатление обманчиво. Работы с улицы нельзя перенести без потери части смысла в выставочное помещение. В любом случае, работы, сделанные для галереи — конечно, они будут не на стене, другого формата, гораздо меньше, — должны сохранять городской дух.

Мы просто влюбились в этот город. Здесь отличная атмосфера, много старых построек. Это замечательно, что у вас так много индустриальных зданий, и что выставка проходит как раз в одном из них.

Для этой экспозиции мы нарисовали на стеклянных окнах двух фотографов внутри здания и этих же двух — еще раз снаружи. Те, что внутри, неким образом являются «зрителями» этой выставки стрит-арта; те, что снаружи — смотрят на улицу, на прохожих. Фотографии и люди, смотрящие на город через объектив — одна из главных тем нашего творчества. Другой темой выступает сам город, где мы работаем — здесь на фоне нашей работы мы попытались запечатлить типичную московскую архитектуру.

На улице стрит-арт постоянно пытается включиться в контекст, использовать окружение, интегрировать разные пространства. Однако сейчас уличное искусство стали выставлять в галереях, и это конечно немного меняет его восприятие. В городе ты делаешь работу для всех, каждый может увидеть ее, хочет этого он или нет. На выставке же показ искусства происходит частным образом для небольшой группе людей.

На самом деле мы не думаем, что есть ощутимая разница, где и как сталкиваться с искусством. С одной стороны, если смотреть на работу одну минуту, то воздействие будет очень прямым, впечатление будет в основном от ее размеров. С другой — если потратить чуть больше времени, можно рассмотреть детали и попытаться глубже понять смысл произведения, вот и все.

Мы являемся частью большого творческого коллектива под названием «Working Class Artist» (WCA) http://www.flickr.com/photos/photograff92/. В группу входят 10 человек из разных стран, поэтому мы прекрасно себя чувствуем при работе над коллективными проектами. На всевозможных выставках и фестивалях мы часто рисуем вместе с разными художниками. Нам очень интересно, что делает кто-то еще, и нередко при совместном творчестве получаются экспериментальные работы. Вообще, сотрудничество — это отличный способ узнать новое, научиться находить компромиссы. Художник в основном имеет дело со своим внутренним миром, поэтому очень полезно не ограничиваться только им, а сталкиваться с разными взглядами и подходами других людей.