«У МЕНЯ МУРАШКИ ПО КОЖЕ ПРОБЕЖАЛИ, КОГДА Я ОСОЗНАЛА, ЧТО ЧЕМОДАН, КОТОРЫЙ МЫ ВЗЛОМАЛИ, ЗАПОЛНЕН БЕСЦЕННЫМИ ШЕВЧЕНКОВСКИМИ РАРИТЕТАМИ»

«Признаться, прежде я не верила, что в XXI веке еще можно найти рукописи, документы, вещи, принадлежавшие Тарасу Шевченко или имеющие к нему отношение, так как все документы Кобзаря, казалось, уже давно разысканы», — рассказала «ФАКТАМ» литературовед Тамара Скрипка. Однако именно Тамаре Алексеевне было суждено обнаружить в Америке, в архиве Украинской свободной академии наук целый чемодан с шевченковскими экспонатами. Среди них — первое издание «Кобзаря» (всего этих книг сохранилось лишь несколько экземпляров), лист, на котором поэт написал стихотворение «Пiдкова»… Раритеты удалось вернуть в Украину и на прошлой неделе их впервые выставили на всеобщее обозрение в Киеве, в Музее литературы. На открытии выставки посол США в Украине Джон Теффт прочел наизусть «Заповiт» на языке оригинала!

— Как же вам удалось найти целую гору шевченковских раритетов? — задаю вопрос литературоведу Тамаре Скрипке.

— Записка. Ее написал друг Шевченко Григорий Честахивский их общему товарищу Александру Лазаревскому 10 марта 1861 года: «Сегодня утром умер Тарас. Побывайте в его квартире, как будет время». Простые и печальные строки. Прочла их — и слезы на глаза набежали.

Среди документов оказалось прижизненное издание «Кобзаря», бумаги, написанные Тарасом Григорьевичем, его фотоснимки, литографии, коллекция рисунков Григория Честахивского, которые он сделал, сопровождая гроб с телом Шевченко из Петербурга в Канев, на Чернечу гору.

Кстати, тогда я поняла, что имел в виду директор архива, когда говорил мне загадочную фразу: «У меня есть Брюллов». Оказалось, речь шла об офорте Шевченко с картины Карла Брюллова.

— Неплохо. Интересно, что в чемодане кто-то позаботился вырезать окошечко для вентиляции. Впрочем, на литографиях появились так называемые «лисьи» (рыжего оттенка) пятна. Нужно сказать, что презентабельный особняк, где находится архив Украинской свободной академии наук в США, некоторое время не отапливался. Это, конечно же, не на пользу сохранности раритетов. Рисунки и документы пришлось очистить от загрязнений. Мы занимались этим вместе с моим мужем. Он художник, специально для работы с шевченковскими документами консультировался с американскими мастерами реставрации.

— Исследователи знали об архиве, искали его, но не нашли. Оказалось, архив вывез за границу Андрей Терещенко, руководивший музеем Шевченко в Киеве во время Второй мировой войны. Он почему-то молчал об этой истории.

До войны Терещенко с супругой Любиной работали в так называемом Музейном городке в Киеве на территории Киево-Печерской лавры.

И вот началась война, гитлеровские войска захватили Киев. Терещенко стал директором музея Шевченко, что возле майдана Незалежности. В августе 1943 года, после того как Красная Армия разгромила фашистов на Курской дуге и начала наступление по территории Украины, оккупационные власти организовали эвакуацию культурных ценностей, в том числе шевченковского архива, на запад. Он поместился в одиннадцати ящиках. Эшелон, в котором их везли, попал под авиационный налет в Польше. Видимо, поэтому многие уверовали в версию, что часть архива погибла. Большинство же экспонатов после Победы вернули в Киев.

Упоминавшаяся уже Оксана Мияковская, с которой мы вскрыли чемодан, вспоминала, как Андрей Терещенко с женой остановились в доме ее отца в Америке вскоре после войны. Оксане врезалось в память, что Терещенко вел себя как-то странно: сидел, как приклеенный, на своих чемоданах. Теперь-то ясно, в чем причина, — в одном из них лежал архив Шевченко. Отец Оксаны помог семье Терещенко деньгами. Отношения между двумя шевченковедами, Мияковским и Терещенко, были хорошими. Почему последний не рассказал коллеге, что вывез архив, — загадка. Сохранились воспоминания о том, как на научной конференции докладчик говорил об исчезнувших во время войны документах Шевченко. В первых рядах сидел Терещенко, но он ни словом не обмолвился об этой истории. Кстати, он был очень педантичным человеком, все записывал, даже сколько яиц, хлеба купил. А о целом архиве — ни одной записи.

Когда он умер, его вдова передала чемодан с документами в архив Украинской свободной академии наук в США. Но после этого тайна еще много лет оставалась нераскрытой.

— Неизвестно. И спросить об этом некого — ни самого Терещенко, ни его жены Любины в живых уже нет. Если честно, у меня такое предчувствие, что удастся найти что-нибудь еще.

— Не разыскала, а работала с ним. То, что он находится в США, тайной не являлось. Вообще, исследование всего, что связано с Лесей Украинкой, — это мое основное занятие. Собственно, благодаря этому я и попала в Соединенные Штаты. Место в Украинской свободной академии наук мне предложил Марко Антонович, который был инициатором возвращения многих ценных архивов в нашу страну.

С 1984 года я переписывалась с родственниками Леси Украинки. Ее сестры во время войны вывезли семейный архив в Америку. Итогом работы с Лесиным архивом стали две мои книги. Я рассказала о жизни семьи поэтессы: с кем они общались, о чем говорили, что их волновало, какие песни пели, что читали, что ели, во что одевались…

— Инициатором возвращения был президент Украинской свободной академии наук в США Олекса Биланюк. К делу подключились наше консульство в Нью-Йорке, Государственная служба по контролю за перемещением культурных ценностей через Государственную границу Украины. Мы тогда провели торжественную церемонию передачи раритетов в здании консульства, и вот теперь открылась уже вторая выставка этих вещей в Киеве.

На открытии выставки посол США в Украине Джон Теффт заявил: «Я горжусь тем, что при содействии Фонда послов США, при поддержке украинской научной общественности эти раритеты вернулись в Украину».