Цифрография. Конечно, итоги года

2010 год ознаменовался бурным расцветом рынка потребительской фотоэлектроники, как то: массовый переход на матрицы с технологией обратной засветки, полноценное становление класса беззеркальных фотоаппаратов. Даже смартфонные камеры в этом году продемонстрировали весьма конкурентоспособное качество изображения (iPhone 4, Nokia N8). Какие еще сюрпризы преподнес нам прошлый год?

Как ни парадоксально, но за прошедший год не было представлено ни одной мощной полноформатной зеркальной камеры. И это можно рассмотреть как тренд — все внимание производителей в этом году было уделено фотоаппаратам, находящимся на стыке профессиональных сегментов с бюджетными.

Производители очень хотят, чтобы пользователи обратили внимание на их продукты — об этом свидетельствует и большое (значительно возросшее по сравнению с 2009 годом) количество наружной рекламы и вывесок, посвященных именно профессиональным и полупрофессиональным моделям. В этом нет ничего удивительного, что простые камеры не пользуются спросом, так как найти человека без телефона со встроенной камерой (обеспечивающую вполне хорошее качество фотографий по меркам прошлых лет) очень трудно. Раньше рекламы камер было существенно меньше, сейчас же цифровой компакт есть в каждой семье.

По статистике аналитической компании GfK, лидерство в среде EVIL-фотоаппаратов (Electronic Viewfinder Interchangeable Lens, они же гибридные камеры, они же беззеркалки) в начале года держали Olympus и Lumix (Panasonic). Со временем, позиции на этом рынке усилила компания Sony благодаря выпуску беззеркальных компактных камер Sony NEX-3 и Sony NEX-5 . Компания Samsung также не упустила возможности — ранее была представлена гибиридная камера Samsung NX10, а на выставке Photokina 2010 представили модель Samsung NX100, которая отличалась от предыдущей более компактным корпусом и стилизацией в сторону обычных мыльниц. Корейцы оценили успех Sony NEX и продемонстрировали свое видение маленькой «беззеркалки». В следующем году Panasonic выводит на рынок Lumix GF2, которая имеет все шансы стать самой массовой гибридной камерой ever. С ней мы очно познакомимся в феврале.

2010 год должен был изначально принести очень много нового и интересного — начался он с выставок PMA и CES, а закончился гигантской Photokina в Кельне .

В общем-то, зеркальных камер было представлено предостаточно, «зажгли» в основном известные любому фотографу компании: Pentax, Nikon, Sony, Canon. Однако все представленные модели относились или к бюджетным, или к полупрофессиональным моделям, и за 2010 год не было представлено ни одной зеркальной камеры с полноформатным сенсором (аналогичной Nikon D700 или Canon EOS 5D Mark II).

Компания Canon однако, успела продемонстрировать на выставке собственных достижений немало интересного, и очень вероятно, что некоторые засветившиеся технологии мы увидим в ближайшее время. В частности, был показан концепт многофункциональной камеры, способной вести видеосъемку в разрешении 4K и снимать 8-мегапиксельные фотографии. Концептуальная фото-видеокамера оснащена мощным 20-кратным зум-объективом с диапазоном фокусных расстояний 24-480 мм. Ожидается, что массовыми (или относительно массовыми) подобные решения станут в ближайшие 2-3 года. Ну а в 2011 мы увидим как минимум одно устройство такого рода.

Помимо этого Canon начала производство новых CMOS-сенсоров. Первый является самым светочувствительным в мире. Физические размеры составляет 202 X 205 мм, площадь в 40 раз больше, чем у матриц в топовых фотокамерах. Именно благодаря таким чудовищным размерам матрица отлично «видит» в темноте. Опять же, в сравнении с фуллфреймами, гигантской матрице нужно в 100 раз меньше света, а уж про теоретическое разрешение снимка и вовсе страшно думать.

Ну а второй сенсор — это 120-мегапиксельная CMOS-матрица с кроп-фактором 1.3 (APS-H). Такие Canon устанавливает в младшие «единички» — EOS 1D Mark IV.

В аспекте воплощенных инноваций пальму лидерства держит компания Sony. Прежде всего, компанию можно поблагодарить за массовое появление CMOS-матриц с микроархитектурой backside illumination. Матрицы, изготовленные по данной технологии, обладают крайне высокой скоростью считывания сигнала, могут снимать Full HD видео частотой до 60 кадров в секунду, а также отличаются хорошей цветопередачей и детализацией на высоких значениях светочувствительности. Компания расширяет производство, так что в 2011 следует ожидать если не поголовного перехода на такие матрицы, то очень стремительного.

Другая важнейшая инновация компании — это уже упомянутые беззеркальные фотоаппараты NEX. Sony исключительно удачно выступила на фоне беззеркальных камер тандема Micro Four Thirds. NEX оказались не только меньше и легче, но и функционально насыщеннее, и, что самое приятное — значительно дешевле своих конкурентов. Именно поэтому Sony в рекордные сроки удалось завоевать огромную аудиторию и стать производителем беззеркалок номер один в Европе (о лидерстве на мировом рынке речь пока не идет, все же у Micro Four Thirds охват шире).

В NEX-3 и NEX-5 было заявлена возможность автоматического создания трехмерных панорам, она была выпущена в начале лета, одновременно с новой версией прошивки для PlayStation 3. Здесь мы плавно подходим к главному тренду года, не только среди фото и видеокамер, а вообще всей потребительской электроники.

Несколько странным стал тот факт, что спустя полгода изучения продаж беззеркальных фотоаппаратов со сменной оптикой специалисты многих аналитических компаний пришли к выводу — большинство профессиональных фотографов (к таким относятся владельцы зеркалок) пока с недоверием относятся к классу гибридов. Взоры покупателей обращены на двух крупнейших игроков рынка цифровой фототехники — компании Nikon и Canon. Достоверно известно, что Canon готовит собственную концепцию компакт-фотоаппарата со сменной оптикой к премьере в 2011 году, а сейчас соответствующие специалисты бренда заняты реконструкцией множества объективов EF под новый байонет.

Регулярные слухи на портале NikonRumors также недвусмысленно намекают: беззеркальной камере Nikon быть. Поклонники марки волнуются: будет ли в основе новинки лежать APS-C матрица или нечто меньшее? Ответ на этот вопрос, возможно, станет известен в начале 2011 года на выставке PMA 2011.

Возвращаясь к теме 3D, нельзя не отметить исключительно бурное ее развитие. Я не могу припомнить ни одну другую тенденцию, которая продвигалась бы столь же массово, неистово и навязчиво. В 2010 года свои продукты для съемки и демонстрации трехмерного контента представили очень много брендов, начиная Sony и Panasonic, и заканчивая малоизвестными брендами из Китая, а это — самый верный признак неподдельного интереса.

Знаково и появление фотоаппаратов с полупрозрачным зеркалом – Sony SLT-A33 и Sony SLT-A55. Использование неподвижного зеркала позволило реализовать серийную съемку в полном разрешении с частотой 10 кадров в секунду, что прежде было совершенно немыслимо для недорогих зеркалок.

Постоянное снижение стоимости производства светочувствительных сенсоров для фототехники и стабильное улучшение качества фотографий вызвали рост продаж камер всех ценовых диапазонов, причем наибольшая динамика прослеживается не на бюджетных моделях, а на среднем и высоком ценовых диапазонах. Среднестатистическая компактная камера сегодня обладает 10-14 мегапиксельной матрицей, программой автоматического распознавания сцен. Стандартом стала и HD-видеосъемка, которой нет лишь в самых дешевых фотоаппаратах.

Именно из-за этой тенденции граница между фотоаппаратами и видеокамерами существенно размылась. Действительно, каков смысл покупать еще одно устройство, если ваша фотокамера умеет записывать ролики не хуже? Отмечается падение уровня продаж портативных и любительских видеокамер. Очень многие из представленных в этом году фотокамер имели выделенную кнопку для моментального старта видеозаписи — из любого режима съемки вне зависимости от текущих настроек. Это тоже тренд, причем более значительный, чем может показаться.

Среди дорогих компактов в 2010 году наибольшим спросом пользуются модели, способные делать фотографии со «спецэффектами», ранее невозможными без использования графических редакторов. Теперь же сделать фотографию с эффектом миниатюры или искажением объектива «рыбий глаз» можно одним нажатием кнопки.

Фотоаппараты Samsung EX-1, Lumix LX3 и Canon S95 демонстрируют своеобразный «дауншифтинг», что намекает на замедление гонки мегапикселей в компактных камерах. В упомянутых моделях намеренно установлены большие по меркам компактной фототехники матрицы с разрешением всего 10 мегапикселей. Это позволило добиться качества фотографий, аналогичного зеркальным камерам 3-4 летней давности. Ну а статистика продаж недвусмысленно намекает, что пользователи становятся все более разборчивыми и требовательными к качеству картинки, а не ее размеру.

Особняком хочется отметить настоящий «швейцарский нож» — камеру Samsung WB2000, незаслуженно оставшуюся в тени топовой Samsung EX-1. WB2000 — одна из немногих камер, которая готова к совершенно любым, даже самым нестандартным фотографическим задачам. При этом она очень качественно сделана, доступна и «с изюминкой» — индикаторы заряда батареи и заполненности карты памяти сделаны в виде аналоговых приборов со стрелочками.

Есть и съемка в RAW, и серийная съемка с частотой до 10 кадров в секунду, а также отличный AMOLED-дисплей и отличный широкоугольный и светосильный объектив Schneider KREUZNACH с пятикратным оптическим зумом.

Из зеркалок сложно выделить одну конкретную модель, чтобы назвать ее лучшей — все представленные в этом году модели придутся по нраву даже искушенным фотографам. Хочется отметить Nikon D7000 за первоклассный корпус и лучшую в классе систему автофокуса и Canon EOS 60D за поворотный дисплей и очень высокую детализацию изображения. Впрочем, аппарат от Canon во многом получился очень неоднозначным. А если проводить сравнение поведения заклятых конкурентов, то Nikon в 2010 году однозначно вел себя активнее.

В общем, 2010 год нельзя назвать прорывным с точки зрения фотографии. Из-за насыщения рынка, темпы роста продаж устройств замедлились почти в три раза, однако конкуренция стала острее — это заметно и по большому количеству нововведений в каждом следующем поколении цифровых фотокамер, и по числу представленных новинок в целом. Анонсы происходили волнообразно — следом за одной компанией решения аналогичных классов представляли и конкуренты, а анонсы зеркальных камер Nikon и Canon и вовсе случились с максимальной разницей не больше двух суток.

Чего ожидать в 2011 году? Прежде всего, конечно, столь же активного развития 3D-технологий. В этом году у нас не было ни одной доступной камеры с возможностью съемки 3D (у Sony NEX 3D доступно лишь при создании панорам). Более того, сколь-либо внятные шаги в этом направлении делала только Fujifilm. Гранды фотоиндустрии в лице Nikon и Canon должны обновить свои топовые серии зеркалок, по крайней мере частично, а также выпустить гибридные системы. Ну а в остальном — время покажет.