«Цель моего творчества — общение»

Вы могли видеть масштабные графити, которыми Михаил Химич изменял серо-зеленое пространство киевских спальных районов, расписывая лишенные эстетики бетонные коробки. По-видимому, в известной мере это — наследственное, ведь Михаил — сын украинского архитектора, графика, художника Юрия Химича, который известен прежде всего благодаря своим киевским пейзажам. В художественном мире Михаил Химич — экспериментатор, который совмещает керамику и живопись. Впрочем, большинство из тех, кому знакомо имя Михаила Химича, ассоциируют его с оригинальным художественно-социальным проектом «Пятихатки». Это своеобразная эко-«коммуна» новейшего типа, автором архитектурной и идеологической концепции которой является Михаил Химич. Проект «Пятихатки» нашел свое воплощение на территории одного из частных секторов в районе «Берковцы» два года назад. Проект задумывался как большая глиняная пустотелая скульптура, обеспеченная электрификацией и сантехкоммуникациями, и пригодная для жизни. Пять домов (поэтому — «Пятихатки») и баня расположены по периметру прямоугольного участка площадью 300 кв.м., они образуют уютный мощеный сланцем двор. Внешний вид строения напоминает декоративную крепость. Стены пронизаны множеством хаотически расположенных окон и вмазанных в стену стеклопакетов. Каждый дом имеет по два этажа, винтовую лестницу, кухню, санузлы, гостиную, дровяную печь для приготовления еды и обогрева, камин, одну или несколько комнат для отдыха (второй этаж). При возведении «хаток» применялись лишь экологически безопасные материалы, остатки строительных материалов из соседних строек (битый кирпич, обрезки керамической плитки, остатки стеклопакетов).

«Пятихатки» были созданы в начале года, а совсем недавно в Малой Галерее «Мистецького Арсеналу» открылась выставка живописи Михаила Химича, которая обозначила новый этап в творчестве художника: монументальный размах (в экспозиции было представлено более тридцати широкоформатных работ), экспрессия, раскованная работа с чистыми цветами.

По этому случаю «День» расспросил художника о его художественно-социальных проектах и воспоминаниях — об отце, а также Сергее Крымском, с которым, как оказалось, Михаил был знаком.

— Этот проект не мог не удастся, потому что никаких надежд в отношении его у меня не было. Поэтому я полностью удовлетворен результатом. При заселении людей в эти дома существовало единственное условие — научить чему-то своих соседей, какому-то ремеслу. Сегодня там живут хорошие люди. Вообще, «Пятихатки» — это хороший пример того, как не транжирить деньги, пускать их не на еду, не на шмотки, не на китайский джип, а сделать что-то действительно нужное и полезное. Я потратил их на самое интересное и удивительное дело, которым мне приходилось заниматься, — на возведение дома.

— Я не ставил перед собой такую задачу, когда рисовал картины на стенах города. И вообще не понимаю, почему они такими известными стали. У тех картин, как и у всего моего творчества, цель одна — это общение. А что уже из этого родилось — рисунок на оболонской бойлерной, «Пятихатки» или серия картин, — не важно. Я просто постоянно общаюсь. Мое творчество — это язык, диалог. Вообще, не так давно я понял, что создавать новые картины стоит лишь для друзей. Создавать их для кого-то, понимаете? Язык в красках, в глине — вот что меня безгранично интересует.

— Нам известно, что вы были знакомы с Сергеем Крымским, который, без преувеличения, является одним из «учителей» «Дня». Какие воспоминания он оставил о себе в вашей памяти?

— Сергея Крымского знали многие люди, а вот знал ли он меня — сложно сказать. Когда он выходил из аудитории Киево-Могилянской академии, где читал лекцию, с ним были знакомы все, но выделял ли он кого-то из толпы студентов, мне неизвестно. Могу сказать, что он был из тех людей, кого можно просто встретить на улице и начать разговор, очень интересный разговор. Мы с ним общались несколько раз, и от этих встреч у меня остались очень теплые воспоминания.

— А какие самые яркие воспоминания вы бережете о своем отце, известном украинском графике Юрии Химиче?

— Их такое большое количество… Он был феноменальным человеком. Прекрасным, светлым и теплым человеком, мне далеко до него. Талантливым педагогом, графиком. Кроме того, у него было невероятное художественное чувство; очень тонкий слух; понимание всех, кто рисует; очень широкие горизонты. Мой отец чувствовал талантливого человека, как говорят, нюхом. Меня это всегда очень поражало. Думаю, что не будет ошибкой поставить Юрия Химича в один ряд с уже упомянутым сегодня Сергеем Крымским, а также с не менее невероятными людьми — Григорием Якутовичем, Григорием Хорошиловым и многими другими.