«Тройная доза» праздника: в Казани открыли городское подворье Кыш Бабая, Музей самовара и Галерею художников Татарстана

Наконец-то к нытикам, которые вечно недовольны погодой, пришло счастье: выпал снег. Но наверняка ещё остались люди, у которых «совсем нет новогоднего настроения». Они вплоть до полуночи 31 декабря будут ходить с кислыми минами, раздражать родных и тяжело вздыхать, каждым взглядом демонстрируя скорбь. Специально для таких страдальцев Казань подготовила «тройную дозу» праздника. В татарской усадьбе «Туган Авылым» открыли двери городское подворье Кыш Бабая, Музей Самовара и Галерея Художников Татарстана.

Пожалуй, трудно придумать более подходящее место для такой блестящей и начищенной экспозиции, ведь история Татарстана неразрывно связана с чаепитием. И теперь любой желающий может увидеть коллекцию из 120 самоваров, которую несколько лет пестовал Равиль Каримов. Собирать их он начал случайно: пытался найти такой же самовар, что стоял в доме его бабушки. Купил один, потом второй — и постепенно Равиль втянулся, начав пристально изучать историю и особенности «царя стола». Сейчас Каримов — просто кладезь бесценной информации, которой с удовольствием делится со всеми посетителями музея.

Исконно русский «чайник» изобрели совсем не у нас. Его корни уходят в Древний Китай, где с «огненным котлом» путешествовали кочевые племена. Именно с ними он пришёл в Россию, чтобы осесть здесь насовсем. Ведь долгими зимними вечерами самовар  позволял бесконечно пить чай (а в допетровскую эпоху — сбитень) всей семьёй. Его, как символ домашнего очага, передавали по наследству по женской линии. И для грабителей самовар всегда был ценной добычей — настолько, что иногда его воровали кипящим! Тогда можно было убить двух зайцев: и чайку попить, и выручить 12 рублей (при том, что корову в те времена продавали за восемь).

Производили самовары в Рязани, Москве, Петербурге и царстве Польском. Там были самые дорогие экземпляры, покрытые серебром. Сегодня они называются «Проже» по фамилии первого мастера, который стал их серебрить электрическим способом. Но, конечно, «самоварной Меккой» всегда считалась Тула, а самыми знаменитыми производителями — братья Баташевы. Их изделия были самыми добротными, и крестьяне, приезжая на ярмарку, спрашивали именно их работы.

— Бренд был настолько сильным, что от этого страдали другие мастера. Поэтому они шли на всевозможные ухищрения, чтобы законно подделать эту марку. Один купец вообще женился на женщине с фамилией Баташева! И потом с чистой совестью стал клеймить свои самовары вновь приобретенной фамилией, — рассказал руководитель музея Равиль Каримов . — Самое смешное, что сейчас фальшивые Баташевы стоят гораздо дороже, чем настоящие. Объясняется это просто: настоящих было очень много, а фальшивых — очень мало. Поэтому для коллекционеров они представляют куда большую ценность.

В Татарстане тоже были свои умельцы. В частности, в Кукморе в 19 веке жили купцы Володины, которые помимо тазиков и прочей утвари выпускали три разновидности «пузатых». Сейчас найдены следы самоварного производства в Мамадыше и Лаишево.

Кстати, у многих на антресолях пылятся советские электрические самовары в виде петушка. Но мало кто знает, что первоначальный дизайн разрабатывал к Международной Выставке 1883 года великий русский художник Виктор Васнецов. А в годы перестройки производили  «лимитированные коллекции» самоваров без необходимых ТТХ для кипячения воды. Всё ради того, чтобы во времена «сухого закона» на безалкогольных свадьбах заливать в него коньяк и пить его под видом чая прямо на глазах у бдительных комсомольцев.

В общем, коллекция очень интересная и разнообразная. Самый старый самовар работы братьев Лялиных датируется первой половиной 19 века. А самый дорогой изготовили пресловутые Баташевы, и сейчас он оценивается в 250 тысяч рублей.

— С каждым днём их цена растёт, потому что сейчас коллекционировать самовары стало настоящим трендом, — объяснил Равиль Каримов. — Если раньше их вывозили из деревень «Камазами», то сейчас найти раритетное изделие почти невозможно.

Поэтому не спешите списывать в утиль самовары, которые не ставили на стол уже лет восемьдесят. Возможно, однажды вы его продадите и купите себе новую машину. Ну или поддайтесь благородному порыву и подарите экземпляр Музею Самовара, который поселился на ПМЖ в «Туган Авылым».

Стоимость билетов: 100 рублей (для туристических групп — 50 рублей)

Те, кому посчастливилось побывать в Резиденции татарского Деда Мороза, уж точно не жалуются на отсутствие новогоднего духа. Там он пропитывает каждый сантиметр резного теремка и искрится в каждой снежинке. Однако, ехать до деревни Яна Кырлай в Арском районе минимум полтора часа в одну сторону. И выбраться туда решаются далеко не все. А уж люди, у которых нет маленьких детей — и подавно. Даже вездесущие туристы вычёркивают Резиденцию из своего must see-листа, если приезжают в Казань всего на пару дней.

— Кыш Бабай, во избежание такой несправедливости, решил обзавестись ещё одним домом. На этот раз — в центре города. Теперь все детишки и их родители смогут бывать в гостях у Дедушки и Кар Кызы хоть каждый день. В Подворье вплоть до Нового Года будут проводиться игры для детей (в 12.00 и в 13.00), в которых они смогут поводить огромный хоровод со сказочными персонажами и поучаствовать во всевозможных конкурсах, — рассказала директор «Резиденции Кыш Бабая и Кар Кызы» Юлия Таланова.

А после 14.00 будет работать Изба Кыш Бабая, где он будет всех встречать уже без Батыра, Алтынчеч и лесной нечисти. Кстати, в избе — ура-ура! — будет волшебная комната (такая же, как в Резиденции), где каждый сможет загадать желание и написать письмо Зимнему Волшебнику. Кроме того, всех накормят вкуснейшими блинами прямо из печки!

Стоимость билетов:

в Подворье с интерактивной программой на 40 минут, питанием и игровой картой на 1 час:

3000 — семейный тариф (матерям-одиночкам 1850 рублей)

В Избу Кыш Бабая (включая посещение блинной) — 200 рублей  

И, наконец, для туристов и просто ценителей hand made в этом же комплексе будет работать Ярмарка Мастеров Татарстана. И она, надо сказать, сильно отличается от хипстерских sunday up market’ов. Хотя бы потому, что товары там не просто аутентичные, но и несут в себе целый пласт культуры. А про тех, кто их создаёт, стоит рассказать отдельно. За вышивку бисером там отвечает Флюра Калмурзина — почётная мастерица Казани. Она 35 лет  преподавала эстетику, а сейчас создаёт удивительных кукол, которые одеты в татарские  наряды с учётом всех национальных тонкостей.

Например, головной убор одной из них украшен объёмной бисерной вышивкой, которую сейчас можно увидеть только в музеях.  Флюра Ханум — одна из тех, кто остался носителем этого старинного мастерства, и сейчас она обучает этому студентов и всех желающих на своих мастер-классах. Но самое интересное, что всем куклам эта милейшая пожилая леди даёт исторические имена. Одну она назвала Фатиха — в честь женщины, которая ещё до революции построила в Казани школу, потратив на это всё своё приданое. А другую куклу зовут Зульфия — в честь Зули Камаловой! Оказалось, что 85-летняя Флюра — преданная поклонница «австралийской татарки» и ходит на её концерты при каждой возможности. А ещё есть кукла Нурсултан, прототипом которой стала казанская правительница, которая царствовала ещё до Сююмбике. Она была женой трёх ханов (они последовательно умирали) и матерью ещё двоих.

В общем, это не просто очень красивые игрушки, а настоящее пособие по истории нашей республики. Думаю, многим будет совсем не жалко заплатить за такую куклу 2500 рублей (а иностранцам с нынешним-то курсом евро — тем более).

Ярмарка будет работать все праздничные дни до 19.00.

Источник: