Тихая магия Клэр Рохас

В Музее прикладного искусства и народного творчества Сан-Франциско проходит выставка интересной местной художницы Клэр Рохас (Clare Rojas). Критики причисляют ее к объединению «школа Mission», именуемому так по названию одного из богемных районов города. Творчество этих художников, заявивших о себе в 1990-х годах, вначале рассматривалось как противостоящее «официальному» музейному и галерейному искусству: «прекрасные неудачники» (так назывался фильм о них, вышедший в 2008-м) вдохновлялись не произведениями гигантов модернизма и концептуализма, а фолк-артом, комиксами и граффити. Самые известные участники этого объединения — Барри МакГи (Barry McGee) и Маргарет Килгаллен (Margaret Kilgallen) — прославились как уличные художники. Сегодня представителей школы Mission, так же как и легенд стрит-арта (Бэнкси, Шепард Фейри и др.), к аутсайдерам не причислишь — они уже прочно обосновались в мейнстриме, их работы демонстрируются на крупных музейных выставках и международных биеннале. Во многом этому успеху способствовал предприимчивый галерист Джеффри Дайч (Jeffrey Deitch), сделавший себе имя на показе броского, эффектного искусства, к которому так и хочется применить стариковский эпитет «молодежное». К тому, что стрит-арт и «неудачники» вошли в мир «серьезного» искусства, положительно относятся далеко не все: творчество МакГи и его товарищей называют слишком декоративным и коммерческим (некоторые из этих авторов действительно выполняют заказы для крупных корпораций).

Картины Клэр Рохас с их яркими геометрическими паттернами и милой наивной манерой исполнения весьма декоративны, но в стане fine art им помогают остаться сюжеты. Невозможно не восхищаться фантазией этой художницы: в ее работах — хитроумные гибриды цветов и небесных светил, людей и зверей, людей и растений… Не чуждо ее творчество и игривой жестокости: в одном произведении бородатый мужичок насажен на острый наконечник одного из абстрактных элементов, в другом три персонажа направляются прямо в рот огромной бабушки. Надо отметить, что малахольными жертвами у Рохас в основном служат мужчины, а женщины выступают как символы мудрости и духовной силы. Недаром все ее героини — зрелого возраста. Феминистская критика проявляется также в том, что мужчины на ее картинах часто обнажены. Это переворачивает традиционные представления о том, кто в жанре «ню» является субъектом, а кто — объектом.

«Воображариум» Клэр Рохас можно было в полной мере оценить на прошедшей недавно ярмарке San Francisco Fine Art Fair. В музее же сюрреалистических фантасмагорий мало — художница предпочла выставить более спокойные композиции, частенько «домашней» тематики (сама она называет свое творчество «домашней абстракцией»). Впрочем, спокойные они только с виду… Главные работы, в центре которых находятся женские фигуры, создают впечатление затишья перед бурей — героини будто готовятся к чему-то. Рохас часто подчеркивает их близость к природе: например, в ее детской книге «Синий олень и красный лис» другом главных героев является седовласая дама. Животные как компаньоны или возлюбленные женщин часто фигурируют на картинах художниц — классиков сюрреализма; встречается этот мотив и в творчестве некоторых наших современниц — Вангечи Муту (Wangechi Mutu), Одри Кавасаки (Audrey Kawasaki), Риты Аккерманн (Rita Ackermann) и др. Каждая художница, естественно, трактует его по-своему.

Помимо картин, Клэр Рохас создает видео, а также пишет песни под псевдонимом Peggy Honeywell. На выставке также можно увидеть ее остроумные видеоработы, посвященные «аутсайдерству». В одной из них художница в старомодном красном платье исполняет песню на фоне веселящихся мужчин. В другой она разрисовывает фотографии в женском журнале, превращая «идеальных» моделей в гротескных персонажей.