Тени оживают в ЦДХ

От входа ЦДХ до его третьего этажа протянулась праздничная ярко-красная дорожка. Открылась выставка номинантов на премию имени отца беспредметности Василия Кандинского. На суд искушенной публике представлены проекты сорока современных художников и арт-команд, которых отобрали из тысяч претендентов. Новые веяния в искусстве корр. “МК” искал на свето-теневой экспозиции.

В этом году премия отказалась от услуг Андрея Ерофеева, экс-главы отдела новейших течений Третьяковской галереи. Вместо скандального куратора, предпочтения которого рождали распри среди художников на прошлых выставках премии Кандинского, юбилейной экспозицией занялись экспозиционеры Кирилл Алексеев и Кирилл Светляков. Они делают погоду в ерофеевском отделе Третьяковки. Арт-объекты и видео они расставили свободно. Ощущение, будто залы ЦДХ расширились. Такого эффекта Кириллы добились за счет приглушенного света. Женщины могли не волноваться за свой макияж — пара пролетов по хорошо освещенной красной дорожке, и зрители оказываются в полумраке. «Экспозицию мы построили на движении света. Зритель в полутьме идет от одного светлого пятна к другому — от одного произведения к следующему. По жизни мы тоже движемся перебежками — от одного светлого события или человека к другому», — говорит мне Кирилл Алексеев. И действительно эффектно, приятно. Каждая большая инсталляция или видео в участке света — как будто отдельно от всего мира.

— Поработали как бульдозером, — замечает галерист и общественный деятель Петр Войс. — Выставка сделана на хорошем европейском уровне, но двадцатилетней давности. В ЦДХ это максимум!

Есть в ЦДХ заколдованное место — место победителей. Оно прямо на входе на третий этаж, извечно встречает зрителя. Вадим Захаров и Александр Бродский — прошлые победители в номинации «Проект года» — занимали именно это место. Теперь «на бойком месте» инсталляция «Расщепление». Ее автор — один из метров московского концептуализма Иван Чуйков, сильный художник. «Расщепление» — не метафора, Чуйков делит среднестатистическую комнату россиянина пополам. В одной половине, освещенной синем цветом, остался «бабушкин мебельный набор» (ретро из  60-х), в другой — современные элементы недорогого интерьера освещены красным. Обе части — не лучший образец истории советско-российского дизайна — скромные и до боли реалистичные.

На выставке с лихвой хватает известных имен, давно налипших на языке, — Антон Литвин, Юрий Альберт, Владислав Ефимов, Анна Желудь (она в разряде молодых, хотя давно готова перевестись во взрослый состав). Кстати, в монтаже своего проекта Аня не участвовала — она в больнице. Пусть выздоравливает и может не волноваться — ее проект «Комнатное растение» все равно выглядит достойно, хоть растений в нем нет. Проект воспроизводит реальную мастерскую на даче художницы в размере один к одному. Согласно концепции предполагается, что должен быть вход в сердце художника, в мастерскую, где прячутся в цветочных горшках изъеденные ржавчиной прутья. Но сейчас сердце художника закрыто, сейчас ее мастерская — белый дом без входа. Несколько картин рядом изображают мастерскую глазами художника — черными неровными линиями на белом холсте, в фирменном стиле Ани.

Интересно, что некоторые художники участвуют в выставке дважды, с несколькими проектами, и выдвигают, соответственно, свою кандидатуру в нескольких номинациях сразу. Номинаций три — «Медиапроект года» (приз — 7 тыс. евро), «Молодой художник» (10 тыс. евро) и «Проект года» (40 тыс. евро). Например, 26-летняя Татьяна Ильина участвует с проектом «Простодушные» в главной номинации, а с серией фотографий из психиатрической больницы Абхазии выступает как молодой художник. Кстати, сильная работа. Организаторы премии уверяют, что «повторение» художников — случайность. Здесь система — как на ЕГЭ, экзаменатор не знает имя автора. Жюри возмутил другой курьез — один из художников, Леонид Комиссаров, подал две заявки: от своего настоящего имени и от вымышленного. И чудо: оба проекта прошли отбор! Обман раскрылся в последний момент, и «подставную» работу сняли. За такое хулиганство можно было и удаление заработать. Но уж больно понравилась экспертному совету фотоколлекция заброшенных советских кинотеатров «без наполнения и духа времени», которую собрал 23-летний Комиссаров.