Татьяна Пелипейко, Михай Мункачи: между импрессионизмом и салоном — Новости Украины — Новини України — Сводка.нет

Эта выставка открылась в Галерее искусства XIX-XX веков ГМИИ в рамках Дней культуры Венгрии в Москве. Ну, а Михай Мункачи считается главным живописцем Венгрии второй половины XIX столетия.

В московской экспозиции ГМИИ постоянно присутствует только одна работа Мункачи. И ровно следовательно зритель привык считать его исключительно салонным живописцем.

Теперь же нам привезены работы из Венгерской национальной художественной галереи и венгерских же частных коллекций. Что значительно расширяет для зрителя возможность восприятия творчества Михая Мункачи.

Вообще об авторе стоит сказать несколько слов, поскольку нам он все-таки не слишком хорошо известен. К слову, «Мункачи» — это псевдоним. По названию родного города Мункач – тогда части Венгерского королевства, а ныне это  украинский город Мукачево. При этом родители художника были выходцами из Баварии. В общем, обычная для центральной Европы этнокультурная путаница.

Ну, а чисто художественная линия  была такой: сначала молодой Михай берет уроки у местного учителя рисунка и живописи – тот сам по образованию был академистом. Потом едет в Будапешт, потом в Академию художеств в Вену. Правда, в Вене он проучится только около полугода – на большее не хватило денег.

Следующий этап – Мюнхен, где в Академии художеств ему дали стипендию. Но тут – новый поворот. Съездив в Париж, познакомившись, в частности, с творчеством Милле и Курбе, Мункачи… бросает академию. И переходит на создание остросоциальных жанровых сцен. 

Вот его «Сборщица хвороста».

А вот сцена возвращения в нищий дом пьяницы-мужа.

Следующим этапом развития станет для автора переезд во Францию и знакомство с барбизонской школой. Особенности освещения, атмосферные эффекты, работа на открытом воздухе – все эти принципы отражаются как в чисто пейзажных, так и в жанровых работах Мункачи. Под этим влиянием он пишет своих «Цыган на опушке леса».

Под этим же, барбизонским влиянием создается «Прогулка в лесу». И это еще не «салон», но уже нечто переходное.

Тут стоит снова коснуться вопросов жизни и быта. То есть заработка. Да, какие-то картины Мункачи покупали. Но все же в большей степени в этот свой «социальный» период он существует благодаря поддержке богатого мецената.

Меценат, увы, умер. Но наш автор, не растерявшись, женится на вдове. А вскоре и подписывает долгосрочный договор с австрийским торговцем картинами. Но продавалась-то лучше та живопись, которую мы сегодня называем «салонной». И вот первый пример таковой у Мункачи – «Парижский интерьер».

И понеслось. Богатые интерьеры, пухленькие детишки, собачки, цветочные букеты – все это стало основой для работ этого нового периода. Где нельзя не отметить и самоповторов. 

Правда, эта приехавшая из Будапешта работа с составлением букета сильно похожа на нашу московскую? А вот «Прогулка в парке Монсо», напротив, уже резко контрастирует с «Прогулкой в лесу».  И не в смысле колористики, а по сюжету.

Интересно, что подписываться в это время художник начинает «де Мункачи». Самое забавное в том, что чисто лингвистически это вполне верно – форма «Мункачи» по-венгерски как раз и означает «из» Мункача (таков же смысл у предлога «de» во французском). Но явно выглядело намеком на несуществующее дворянское происхождение.

Гораздо интереснее в это время его пейзажи с отображением световых и атмосферных эффектов. Но они совсем не похожи на современных ему импрессионистов – никакого открытого цвета и раздельных мазков, автор старательно работает с классической лессировкой. Но при этом обращается с цветом гораздо свободнее академистов.

Но все-таки Мункачи хочется остаться в истории совсем другими работами. И он обращается к сюжетам, распространенным тогда в академической среде – религиозным (появляются несколько монументальных полотен на евангельские сюжеты) и историческим.

Вот эскиз к его работе «Смерть Моцарта» (кстати, он находится в фондах ГМИИ).

А вот «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай» (ко времени написания этой поэмы Мильтон потерял зрение).

Ну, и наконец, одна из поздних работ. Это эскиз росписи потолка Музея искусств в Вене – «Апофеоз Возрождения». Это время, когда Михай Мункачи уже признан. Но вскоре у него начнет развиваться душевная болезнь, приведшая к кончине в 56-летнем возрасте.

Остается добавить, что выставка названа кураторами «Вокруг Мункачи». К работам главного героя добавлены произведения его современников из ГМИИ и Третьяковки.

И для тех, кто соберется в галерею: не забудьте, что ее постоянная экспозиция недавно подверглась обновлению и тудатоже стоит заглянуть. Подробнее – здесь.

Источник: