Татьяна Михалёва: «Свою картину вы почувствуете сразу»

С арт-менеджером семейной галереи «Art Gallery Anna» на Карлштейне мы поговорили о тонкостях работы в области искусства, о том, как правильно выбрать картину, о черном квадрате Казимира Малевича и о том, как важно понимать по каких улицам мы каждый день ходим.

Татьяна, расскажите подробнее о своей профессии. Как вы стали арт-менеджером? 

Идея открыть свою галерею возникла у моей мамы шесть лет назад, а так как я когда-то сама в течение длительного времени занималась продажей картин и у меня был в этой области определенный опыт, я согласилась стать ее партнером. С открытием собственной галереи мне пришлось уже не только продавать картины, но и вести переписку с клиентами и художниками, заниматься рекламой и так далее. Так из меня постепенно и получился, как сегодня модно говорить, «арт-менеджер».

Мы – маленькая семейная галерея и все делаем собственными силами, поэтому в мои обязанности входит многое. Это и поиск новых талантливых художников, и работа с постоянными клиентами, и разработка печатной продукции, и, конечно же, регулярное посещение галерей и выставок в Праге и за границей. Неотъемлемой частью моей работы также является постоянное образование в области литературы, фотографии, истории, музыки и кино. Искусство — это ведь вам не просто взять и картину нарисовать, это целая философия, включающая в себя множество составляющих.

Каждый может стать арт-менеджером или для этого нужны какие-то определенные качества и образование?

Каждый человек может стать кем угодно, если ему это действительно нравится и он этого действительно хочет. Я знаю людей, которые меняли свою профессию даже в пятьдесят лет и добились успеха в своем новом призвании. Образование в любом случае – это большой плюс, так как оно значительно расширяет круг интересов человека, учит его работать с большим количеством информации и дает возможность общения с замечательными людьми.

Но ведь диплом в руках еще автоматически не делает человека хорошим специалистом?

Совершенно согласна, что диплом в руках человека еще не означает, что речь идет о хорошем специалисте и наоборот, но в то же время считаю, что ни одному работнику в области искусства образование, в принципе, еще не помешало. Если же человек хочет работать именно куратором или менеджером галереи, то ему также нельзя забывать, что разбираться в искусстве и уметь его продавать – две разные вещи. В этом случае может оказаться полезным и образование экономического направления.

До философского факультета я обучалась в государственном пражском бизнес-колледже (чеш. «obchodní akademie»), где мы изучали бухгалтерию, азы маркетинга, экономики, бизнес-корреспонденции и др. Первое и второе в сочетании с многолетним опытом, мне дали очень много.

В детстве я лет семь посещала курсы рисования. Может, хорошего художника из меня так и не получилось, но зато я научилась играть с цветами, работать с композицией и деталями. Именно это помогает мне в моем сегодняшнем хобби — фотографии.

С какими трудностями вы чаще всего сталкиваетесь в своей работе?

Самое сложное – это научиться терпению, уметь дождаться своего клиента. Картины – не горячие пирожки, люди не стоят за ними в очереди. Многие, не задумываясь, отдают деньги за ужин в ресторане или за сувениры, а вот к картинам относятся с некой опаской — считают, что это дорого, что это не для них, что картины трудно везти, что их некуда повесить и так далее. Я же всегда говорю, что картина – лучший сувенир, который зачастую стоит не больше хорошего ужина на двоих. Ужин вы съедите и забудете о нем, а картина будет украшать ваш дом в течение многих лет.

Как правильно выбрать картину человеку, который не разбирается в искусстве?

Не бывает «правильных» и «неправильных» картин. Свою картину вы почувствуете сразу. Это как с любовью. Когда вы влюбляетесь, у вас не возникает вопроса — да или нет. Цена в таком случае, поверьте, уже будет не так важна. Если же при покупке вас мучают сомнения, возможно, это просто не ваша картина. В таком случае, не стоит «вестись» даже на очень низкую цену. Немалую роль при выборе играет, безусловно, и интерьер вашего дома, но никогда нельзя забывать, что картина, прежде всего, должна приносить радость.

Галерея работает с более чем с двадцатью современными чешскими и иностранными художниками. Большинство из них — наши соотечественники из постсоветских стран:  России, Украины, Казахстана и так далее. Сейчас также работаем с талантливым художником из Македонии. Все наши художники мастера своего дела, проверенные временем. У каждого из них свой индивидуальный, годами выработанный стиль.

В первую очередь – это, конечно же, туристы, которые хотят увезти с собой воспоминание о поездке, а также местные жители, которым необходимо украсить дом, офис или купить подарок близким. В любом случае, каждый заглянувший к нам найдет что-то для себя. То же самое касается и цен: они у нас действительно очень доступные. Более того, мама никогда не отпустит клиента без хорошей скидки или подарка. Она очень общительный и открытый человек. Как говорят в рекламах: «приходите и убедитесь сами».

Все зависит от покупателя. Кто-то не жалеет отдать за оригинал даже большие деньги, кто-то не умеет даже отличить оригинал от копии и уверяет, что на соседней улице купил его за 200 крон. Копии продаются, конечно же, чаще из-за своей невысокой цены.

Первое — это цена. Ну, не может оригинал стоить ни 100, ни 200, ни 500 крон, хотя многим в это очень хочется верить, особенно когда покупка уже сделана и продавец уверял, что вот буквально вчера художник эту картину рисовал прямо у него на глазах. В то же время высокая цена на картину еще не означает, что речь идет об оригинале. Цены некоторых копий могут достигать и нескольких тысяч крон. Более дешевые копии обычно видны сразу, они более гладкие на ощупь. А вот копии, сделанные на специальной бумаге дорогими красками уже отличить сложнее, особенно человеку, который в этом не разбирается.

Сегодня копии делают настолько качественные, что порой задаешь себе вопрос, а стоит ли отдавать тысячи за оригинал, если копия стоит в десять раз дешевле, выглядит также, а иногда даже лучше оригинала? Но оригинал есть оригинал. Он, в отличие от копии, своего рода инвестиция. Но бывает и так, что картина запала вам в душу, а оригинал стоит очень больших денег или вовсе уже давно продан. Хорошая копия может стать в таком случае единственной альтернативой.

В хороших галереях вам всегда завернут картину так, чтобы вы в самой что ни есть целости и сохранности довезли ее домой. Мы, например, всегда используем тубус или плотный картон. Если же вы купили картину, скажем, на улице и вам не упаковали ее должным образом, тогда вам прямая дорога в магазин канцтоваров.

Главный враг картины – это солнечный свет, из-за которого они со временем выгорают. Особенно это касается акварелей и копий. Поэтому лучше картины вешать в те места, куда солнечный свет проникает минимально. Можно поместить картину под стекло, так она будет защищена от пыли и прочих негативных факторов. Вторая проблема – это сырость. Если не хотите, чтобы на картине появились «волны», заранее найдите место с минимальной влажностью воздуха.

Я люблю современное искусство, особенно современное искусство первой половины XX столетия: импрессионизм, примитивизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм и их ответвления. 

Это был бы очень долгий разговор. Малевич – это вам не человек, который нарисовал непонятный квадрат и пытался выдать его за искусство. Это величайший философ XXстолетия. Очень советую почитать его работы. Малевич ведь написал не только «квадрат», но и множество статей, книг и заметок.

В случае современного искусства речь идет вовсе не о красоте той или иной картины. Здесь не должно возникать вопроса «нравится – не нравится». Значимость современного искусства — факт, который нельзя оспаривать. Это этап развития культуры, который если уж и не любить, то хотя бы нужно уважать. Правда, чтобы дойти до этого умозаключения, нужно опять же перечитать массу соответствующей литературы, а у людей не всегда есть наэто время, желание и возможности. Именно поэтому в нашей галерее больше «классики». Такое искусство ближе и понятнее людям. Мы, как галерея коммерческая, это прекрасно осознаем. В то же время мы всегда открыты к экспериментам и сотрудничеству с разными художниками.

Я пока что начинающий коллекционер. Многие картины, которые бы мне хотелось повесить у себя дома, я еще не могу себе позволить, но зато часто покупаю картины неизвестных авторов или студентов. Еще люблю блошиные рынки, где порой можно найти очень интересные экземпляры. Стараюсь выделять для них время в каждой стране, которую мне удается посетить.

Не бояться искусства и интересоваться им. Ознакомившись с историей и теорией искусства, вы начнете понимать, по каким улицам вы каждый день ходите, почему на них построены те или иные здания, почему тот или иной фильм снят так, как он снят, почему мода 60-х, 70-х, 80-х выглядела так, как она выглядела, и все это только начало. Изучая историю искусства, очень важно проводить параллель с тем, что в это время происходило во всех остальных сферах деятельности человечества, включая политику, науку, технику и так далее. Стоит только начать, и вы уже никогда не будете смотреть на мир так, как смотрели на него раньше.

Источник: