Сумасшедшие гробы

Сани, гитара, балетная туфля, мусорный бак или вагон Восточного экспресса. В последние годы похоронить себя в гробу такой формы завещают некоторые экстравагантные британцы. В Африке, в Гане, решение заказать фигуративный гроб берёт на себя семья усопшего. Мода на диковинные гробы существует лишь в этих двух странах. Этнологический музей расположенного на востоке Франции города Безансона собрал в своих стенах оригинальные экземпляры гробов из обеих стран.

Об истории появления фигуративных гробов и о тех, кто завещает себя в них похоронить, в интервью RFI рассказал куратор выставки Льонель Франсуа.

Почему этнологический музей во французской провинции заинтересовался ганскими и английскими гробами? Как возникла идея организовать такую необычную выставку?

Льонель Франсуа:Для этнографического музея очень важны периоды человеческой жизни. Затрагивать тему смерти достаточно сложно, особенно когда вы обращаетесь к широкой публике. Вы представляете насколько это не просто. Однако, с этнографической точки зрения, это одна из самых богатых тем. Ведь это главная тема для археологов и археологических музеев. Они изучают цивилизации прошлого на основе похоронных ритуалов, ведь именно их следы они находят. Наша цель была проиллюстрировать человеческое отношение к этому особому периоду – концу человеческой жизни. А ещё показать историю этой всем так хорошо известной коробки – гроба. И понять, почему в некоторых странах, в частности в Гане, в Африке, и, позднее, в Великобритании, форма гроба стала меняться.

Е.Алисова: Расскажите, откуда вы привезли двадцать два гроба, которые можно увидеть на вашей выставке?

Льонель Франсуа: Что касается гробов из Ганы, это копии, которые изготовила ганская компания, специализирующаяся на изготовлении фигуративных гробов. Это предприятие Пао Джо. В Гане много гробовщиков, но у Пао Джо гробы высокого качества и интересные с художественной точки зрения.

Что же до британских гробов, среди них есть копии, изготовленные производителем Vic Fearn, который расположен в английском городе Ноттингеме. С разрешения заказчиков, компания изготавливает копии гробов и выставляет их, время от времени, на обозрение публики.

Но также мы привезли и оригиналы. То есть это гробы, которые были заказаны клиентами при жизни. Такая практика существует в Великобритании, в Гане такого нет. Это люди, которые пока совсем не собираются умирать, они ещё относительно молодые. То есть мы выставляем эти гробы с согласия владельцев. Четыре человека согласились предоставить нам на некоторое время свои гробы. Для нашего музея это, безусловно, небывалый случай. Например, мы привезли гроб в форме саней, который заказал для себя господин, которому около пятидесяти лет. Он пожелал изготовить гроб заранее.

Другой гроб, который можно увидеть на выставке, выполнен в форме балетной туфли. Его заказала для себя Мадам Падкокс, она немного постарше, но всё ещё прекрасной форме. Гроб она заказала ещё четыре года назад. Выбор формы гроба связан с личной историей клиента. Эта дама работала пианисткой в балетной труппе. И всю свою жизнь она провела в окружении балетных туфель. Сама она не была балериной, но этот предмет ей напоминает о том, чему она посвятила всю свою жизнь. Самые счастливые годы её жизни, ведь она очень любила свою работу.

Е.Алисова: А кроме балетной туфли и саней, какие оригиналы гробов ещё живых владельцев можно увидеть на выставке?

Льонель Франсуа: Есть ещё гроб в форме вагона Восточного экспресса. Он принадлежит господину Холдену. Почему Восточный экспресс? Дело в том, что этот господин провёл самые счастливые годы в вагонах этого поезда. Он откладывал деньги и раз в два три года, в компании своей жены, отправлялся в путешествие на Восточном экспрессе. Каждый раз он бронировал одно и то же купе в одном и том же вагоне. Сейчас этому господину 80 лет. К сожалению, его супруга умерла три года назад. И он решил, что не имеет смысла продолжать эти путешествия в одиночестве, не смотря на то, что он сам в хорошей физической форме. Так как Восточный экспресс – это очень важный символ в его жизни, заказывая такой необычный гроб, он захотел, в каком-то смысле, пренебречь смертью. Он пришёл к гробовщику со своими рисунками и чертежами. Он указал, какой именно вагон должен быть воспроизведён, какого именно цвета. Он даже принёс образцы ткани сидений в купе, чтобы внутренняя обивка гроба соответствовала оригиналу.

Очень часто предмет, символ, который выбирают для фигуративного гроба, связан с путешествием. И в Великобритании, и в Гане, есть эта идея последнего путешествия, последнего пути. Ничто не окончательно, когда речь идёт о смерти, так считают заказчики таких гробов. Они хотят самое лучшее средство транспорта для этого последнего путешествия.

Льонель Франсуа:Они должны соответствовать нормам для классических гробов. Должны быть из дерева, и должны сгорать во время кремации. Там не должно быть пластмассовых элементов, минимум металлических частей. Они должны быть более менее нормальных размеров, чтобы всё-таки не было необходимости рыть очень большую могилу. Правда в Гане, люди могут позволить себе могилы большего размера. Но гроб должен, в любом случае, проходить через дверной проём. Потому что тело должно помещаться в гроб внутри помещения. Например, на выставке можно увидеть гроб в форме самолёта. Это ганский гроб. Его высота 1 метр 20 сантиметров. Длина – 2 с половиной метра. А размах крыльев – 1 метр 60 сантиметров. Чтобы избежать этой проблемы, они спроектировали съёмные крылья, которые снимают во время прохода в дверной проём.

Льонель Франсуа: В Гане фигуративные гробы появились в конце шестидесятых годов прошлого века. Это связано с одной интересной историей. Был один ганский король, который заказал себе паланкин. Паланкин используют во время церемоний, чтобы монарх возвышался над толпой. Но, к сожалению, этот монарх, для которого изготовили паланкин в форме орла, скончался в тот самый день, когда ему доставили готовый паланкин. Его семья оказалась в растерянности, но, в конце концов, они решили похоронить его в этом паланкине. Они дополнительно изготовили крышку.

Таким образом, в 1957 году, сами не зная этого, они создали прототип первого фигуративного гроба в Гане. Населению понравилась эта идея. Для них это был новый способ похорон, который позволял с большой помпой почтить память усопшего. Вторым фигуративным гробом был плод какао, выкрашенный в яркий жёлтый цвет. Это были похороны владельца плантаций какао. Позже другие семьи стали выбирать другие самые разнообразные символы. Вы можете увидеть примеры самых разнообразных профессий, самых разных сфер. На сегодняшний день фигуративные гробы в Гане знакомы уже двум- трём поколениям людей. Это стало уже традицией, конечно, достаточно молодой, но тем не менее.

Льонель Франсуа:В Англии всё было по-другому. Первые фигуративный гроб появился в 1999 ом – 2000 ом году. И между английскими и ганскими гробами существует небольшая связь. Одна англичанка увидела по телевизору программу, в которой в телестудии находилось несколько ганских гробов. И эта женщина, которая была в прошлом пилотом, захотела сконструировать для себя гроб, в форме самолёта-истребителя пилотажной группы королевских ВВС Red Arrows. И, таким образом, был создан первый английский фигуративный гроб. Потом этой темой заинтересовалась пресса. В том числе популярная газета «Сан». «Сан» даже изобрела специальный термин: Crazy coffins, сумасшедшие гробы.

Льонель Франсуа: В Гане гробы делают только после смерти. Ганцы очень суеверные, очень часто они религиозны. Ганцу даже в голову не придёт такая идея, заказать проб прижизненно, как это делают некоторые англичане. Нужен всё-таки западный взгляд на вещи, чтобы заказать себе гроб ещё при жизни.