Впервые в Тюмени проходит выставка работ известного российского художника Никаса Сафронова. 97 полотен, выполненные в разных техниках, разместились в трех залах музея ИЗО. Открытие состоялось в пятницу.
Сам мастер приехать не смог, поэтому отвечала на вопросы журналистов куратор выставки Олеся Малахова. По ее словам, для Тюмени Сафронов лично отбирал работы.
Выставка располагает к медленному изучению творений Никаса, детальному рассмотрению картин. Поэтому, пройдясь по залам, корреспонденту «Вслух.ру» понадобилось еще раз увидеть работы Сафронова. Более близкое знакомство с творчеством мастера прошло совместно с Геннадием Полещуком. Старший преподаватель объединенного учебно-методического центра главного управления МЧС РФ по Тюменской области в свободное от работы время пишет картины.
Геннадий Васильевич с живописью дружит с детства. Сначала он увлекался репродукциями картин Васнецова — есть у него и «Три богатыря», и «Аленушка». В советские годы приходилось рисовать плакаты, портреты Ленина. Пока служил в армии, занимался оформительской деятельностью. Потом заинтересовался карикатурой. Говорит, неплохо получается. Теперь же Полещук осваивает пейзажную технику, рисует «в подарок близким».
Вместе с ним мы решили попробовать разгадать авторское послание. Поскольку все работы написаны в разное время (в последние пять лет), да еще и в разной технике, то сложно переключаться с одной картины на другую. Только что перед тобой был классический пейзаж, а сейчас — двойной автопортрет в стиле кубизма.
Почти во всех полотнах заметно, что художник как бы играет со зрителем. К таким относится небольшая по формату картина «Рабочее утро через романтический взгляд спящих кошек». Сначала кажется, что все просто: завод на фоне заката. Однако в облаках дыма, выходящих из длинных черных труб, и в самих строениях узнаются кошачьи мордочки. Синими, желтыми и зелеными глазами котята завораживают так, что от них трудно оторваться. Контрастные цвета только подчеркивают парадоксальность, считает Геннадий Васильевич.
Долго мы рассматривали картину «Волшебный взгляд ночи из глубины зеленого сада». Круглое женское лицо, висящее в воздухе, напоминает луну. За ним — густой темно-зеленый сад. Рядом — крошечные человечки, пытающиеся накинуть веревки на лицо. Необычный сюжет картины привлекает. Но немалое удовольствие доставляет разглядывать тонкие, почти неуловимые штрихи. Смотришь на холст близко-близко — видишь, как художник накладывал один цвет за другим. Немного отойдешь — ощущение такое, словно это не картина. «Настолько тонко выписано — на грани фотографии», — восхищается Полещук. Его чувства разделяют и окружающие: «Как он может так тонко писать, ведь это не акварель, а масло?» — шепотом переговариваются посетители. Некоторым, кто предпочитает классическое изображение заметными мазками, этот прием, наоборот, не нравится.
Удивительно, что Никас может писать в абсолютно разной манере. Наряду с ювелирными мазками встречаются и крупные. «Но они не грубые, — замечает Полещук. — Они не обезображивают картину». К тому же Сафронов владеет техникой иконописи. Религиозная тематика занимает в творчестве художника отдельное место. Наверное, поэтому при отборе полотен в Тюмень попали и такие работы. Золоченый свод храма, поверх которого выступает едва уловимый облик ангела. Так выглядит картина «Сон ангела, благословляющего храм». Здесь мастер использует прием многослойной живописи. Полотна, выполненные в этой технике, особенно притягивают к себе.
Несколько привезенных работ можно отнести к философской живописи. Так ее встретил Геннадий Полещук: «А здесь что? — «Начало». Всмотревшись, протяжно добавил: «Ух, ты!». Здесь символом Начала у Сафронова выступает обнаженная женщина, тело которой превращается в горный поток.
Это не единственное полотно с изображением символа. Их много. Вот только разгадать эти символы не всегда просто. Художник заставляет зрителя сосредоточиться на изображении, чтобы соотнести название картины с полотном. Бывает так, что ключ к разгадке смысла находится в едва приметной детали. Приходится напрягать зрение и ум. Пытаешься уловить ускользающий смысл, а в это время мастер уже поймал тебя «на крючок», погрузив тем самым внутрь сюжета. В тоже время Сафронов дает свободу. Свободу домысла и своего понимания картины. Например, «Тайна замка одной любовной истории». На фоне темного замка изображена лодка, на которой сидят два белых голубя. Все. Автор задал направление, но предоставил возможность зрителю восстановить ситуацию самому. «То ли два влюбленных голубя, то ли два влюбленных человека в облике благородных птиц? — размышляет Геннадий Васильевич — Интересно…».
Трудно не заметить несколько работ, сильно выбивающихся из ряда остальных. Их стиль автор называет «Дримвижн». Как пояснила Олеся Малахова, на картинах представлено то, что видит Сафронов за 10 минут до пробуждения. Кстати, благодаря этой технике он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Описать эти полотна сложно. Краска располагается на полотне неровными кусками, что почти не позволяет различить предмет изображения. Как призналась Олеся, она не знает авторской технологии. Геннадий Васильевич осмелился предположить, что, скорее всего, художник сначала рисовал маслом, накладывал на холст сетку, а потом, когда краска высохнет, сдирал ее до основания картины. Так это на самом деле или нет, знает только Сафронов. Возможно, художник-любитель и разгадал секрет мастера.
Помимо загадочных картин, на выставке представлены портреты известных людей в России и за границей. Есть здесь и Армен Джигарханян, и Джордж Клуни, и Ефим Шифрин, и Леонардо ди Каприо и Чулпан Хаматова. Олеся Малахова отметила, что обычно Сафронов дарит портреты тем, кто на них изображен. Поэтому в Тюмень привезены не оригиналы, а повторные работы. Несмотря на это, качество полотен такое же. Разглядывая портреты, Полещук высоко оценил мастерство изображения глаз. «Они живые, именно они делают лица настоящими», — делится мнением Геннадий Васильевич. Также он подметил, что Сафронов реалистично передает лунный свет, падающий на камни, стены домов.
Уже выходя из музея, Полещук стал размышлять: «Трудно сказать, что картины красивые. Такой ответ слишком простой. И что означают эти прозрачные шары, которые есть во множестве картин? Возможно, таинство, волшебство. А может, и нет», — говорит он. Действительно, Сафронов заставляет задуматься. После выставки в голове множество вопросов: «Что это?» «Зачем?» «Почему?». Остается надеяться, что Никас найдет время, чтобы приехать в Тюмень и ответить на эти вопросы. В начале недели станет известно, встретятся ли тюменцы с художником.
Выставка продлится до 16 мая. Цена билета — 250 рублей, льготный (пенсионерам, студентам, школьникам, инвалидам) — 150.