Студент из Гродно делает «фотопутешествия» во времени

Александр Перегудов учится на третьем курсе истфака Гродненского университета и уверен, что история — это интересно.

Не так давно в интернет-пространстве Гродно появились необычные исторические фотографии города, которые сразу заинтересовали горожан. На них виды города столетней давности соединены с сегодняшними, причем фотоколлажи сделаны так удачно, что историческая часть снимка буквально перетекает в современную. Создается впечатление, будто ты путешествуешь в настоящей машине времени! Кажется, вот-вот современный автомобиль проедет мимо конного экипажа, а чопорные господа во фраках улыбнутся молодым людям в джинсах… Автор этих фото — студент Александр Перегудов , который и рассказал «Комсомольской правде в Беларуси» о своем необычном увлечении.

На каждом коллаже, созданном Александром, столетия плавно перетекают в столетия. Настоящее путешествие во времени!

— Идея с подобными коллажами, конечно, не нова. В интернете полно таких примеров. Но вот Гродно как-то не был представлен. А ведь это богатый историческими событиями город, и, к счастью, сохранилось множество старых фотографий. У нас осталось очень много архитектурных памятников. Но многое не дошло до нас, к сожалению. Захотелось показать гродненцам, и не только им, каким город был, а каким стал. Старые черно-белые фотографии я долго искал в интернете. Сложность заключалась в том, чтобы найти такие, где запечатлены здания, которых уже нет, и фото с теми зданиями, которые сохранились до нашихвремен. Чтобы они стали своеобразными ориентирами на этих коллажах. Вот, например, в 1921 году на площади Тызенгауза была открыта Стела Свободы. Ее снесли в 1939 году, поэтому увидеть ее можно только на фотоснимках. А в советское время неподалеку появился памятник Ленину, и, сохранись стела до наших дней, вид этого места был бы очень любопытный. Сейчас на месте снесенной стелы — дорога, а вот здания времен самого Тызенгауза, которые есть на снимках, уцелели до нашего времени.

Вот так выглядела бы Стела Свободы, которую снесли в 1939 году, в современном Гродно.

— Да, центр города выглядит несколько иначе, чем раньше. Не дошли до нас дворец Радзивиллов, Фара Витовта, костел доминиканцев, монастыри бернардинок и кармелитов, ратуша… Многое было безжалостно снесено, а также уничтожено во время войн, сгорело в пожарах. Но все это можно увидеть на фотоснимках. И, конечно, сравнить с современностью — этакий экскурс в прошлое, который стал возможен благодаря современным технологиям.

Своеобразную интернет-выставку — а коллажи Саша выложил на своей странице в «Фейсбуке» — ее автор назвал просто «Сустрэча стагоддзяў». А ведь и правда, на фотографиях как будто встреча веков. Старинные гродненские улицы, с черно-белой стороны — столетней давности, а с цветной — нашего времени.

— Распечатал старинные карточки и ходил по городу, подбирая нужный ракурс. Фотографировал сам, стараясь добиться предельной точности нынешнего снимка с изображением из прошлого. На все про все ушло две недели работы. О том, что мои фотографии привлекут столько внимания, даже не думал. Я просто люблю свой город, каждый день хожу по его улочкам, где век за веком ходили такие же люди, как я. И мне очень хотелось показать, что время неразрывно.

Саша еще увлекается веб-дизайном, и страсть к фотографированию у него давняя. Вот так эти два хобби способствовали появлению необычного фотопроекта.

У историков было несколько версий происхождения знаков: возможно, это рунические письмена или гербы гродненских княжеских родов, которые пожертвовали деньги на строительство храма.

— Было дело, — улыбается Саша. — Идею предложил гродненский историк Андрей Вашкевич . Суть идеи заключается вот в чем. Известно, что на кирпичах памятника есть знаки. У историков было несколько версий их происхождения: возможно, это рунические письмена или гербы гродненских княжеских родов, которые пожертвовали деньги на строительство храма. Я не ставил перед собой задачу подтвердить или опровергнуть какую-либо версию. Хотя сам думаю, что это, скорее всего, были строители, которые изготовляли кирпичи и отмечали таким образом каждую новую партию.

Оказалось, что за многовековую историю храма, а она насчитывает более восьми веков, такую комплексную работу не проводили, хотя попытки были. Ученые XIX века даже описывали некоторые знаки на плинфе — так называется древний кирпич. Наши современники тоже обращали внимание на таинственные знаки, однако никто так и не пересчитал и не классифицировал древние письмена. А вот Александр вместе со своим другом Никитой Каранкевичем сделали это. На исследования в церкви потратили несколько летних дней.

— Всего нами было обнаружено более 110 знаков. 55 из них находилось снаружи, а 60 — внутри. Наверное, их больше — наша стремянка не позволила добраться до самого верха, да и старинного здания всего половина сохранилась. Неучтенные знаки могут «прятаться» и в труднодоступных местах.

Кстати, в Коложе мы нашли не только знаки ХІІ века, но и надписи, оставленные в ХІХ веке, — говорит Александр. — Например, 3 апреля 1894 года в церкви побывал некто Женя Савицкий, который и оставил об этом надпись на стене. Кем был этот человек — неизвестно. Скорее всего, эта надпись — аналог традиционного «Здесь был Вася».

Среди знаков на плинфе есть те, которые встречаются более 10 раз, некоторые по 2 — 3 раза, но большинство- единичные. Раньше я слышал версию о том, что это могут быть какие-то магические руны. Однако я сомневаюсь в этой версии. Некоторые знаки развернуты на 180 градусов. Значит, строитель, делая кладку, особо не обращал внимания на эти знаки и просто клал кирпичи. Но это всего лишь моя версия.

Я не делаю каких-либо окончательных выводов из своей работы, ведь я еще студент. Это просто попытка собрать все знаки воедино, зафиксировать их.

Саша надеется, что когда-нибудь появится брошюра или стенд для туристов с этими знаками. А если бы нашлись спонсоры, можно было бы выпустить серию открыток — ведь знаки хорошо видны. Пока же результаты работы есть в электронном варианте.

Саша надеется, что когда-нибудь появится брошюра или стенд для туристов с этими знаками.

— Кстати, история с этим исследованием получила продолжение. Благодаря тому, что про него писали многие газеты и порталы, со мной связался человек, который недавно был в картузском монастыре XII века в Словении. Там ему рассказали о знаках на кирпичах, которые очень похожи на наши. Там, кстати, есть стенд с фотографиями этих знаков, где написано, что в строительстве храма принимали участие несколько мастеров, поэтому стройка шла быстро. А на плинфах знаки именно строителей и производителей кирпичей…

Саша, несмотря на свой юный возраст, очень серьезно рассуждает о том, что для популяризации истории стоит внедрять и использовать современные технологии. Пока же в наших музеях не хватает интерактива, а ведь современный посетитель предъявляет все новые требования к экспозициям и ждет современных и креативных подходов.

Помимо этих проектов Саша решил нарисовать альтернативный логотип Гродно — культурной столицы в 2014 году. На вопрос зачем, ответил: просто захотелось показать, что у нас в городе очень много интересных зданий, помимо современного драматического театра, который изображен на официальном логотипе. И добавил, что это была своеобразная проба пера.

Источник: