Страшно смешно. В Pinchuk­ArtCentre открылись новые выставки

Художники шутят. Для своей ретроспективы братья Чепмены сделали миниатюрные копии главных скульптур и назвали подборку «Дерьмоспективой»

Новые выставки в Pinchuk­ArtCentre продемонстрируют, что об ужасах войны можно говорить с юмором, а от иронии современное искусство только выигрывает

Считается ли кощунством использование свастики в произведении искусства и уместна ли тут ирония — вот главные вопросы к британским художникам Джейку и Диносу Чепменам. И задают их зрители и критики не первый год. Сами братья Чепмены считают, что кощунства в искусстве не бывает, а ирония уместна всегда. Как-то они взяли акварели Адольфа Гитлера, дорисовали на них улыбающиеся лица и радуги и устроили выставку «Если бы Гитлер был хиппи, как мы были бы счастливы». А когда в 2006 году масштабное произведение ироничных художников «Ад», в котором 10 000 пластиковых солдатиков в униформе со свастикой на рукавах повторяли преступления нацистского режима против человечества, уничтожил пожар, Чепмены смеялись: «Вы только подумайте — «Ад» сгорел в огне!» А затем взяли то, что осталось от «Ада», добавили новые фигурки и выпустили работу «Чёртов ад», которую продали за 7,5 млн фунтов стерлингов.

На своей первой персональной выставке в киевском PinchukArtCentre, которая пройдёт с 16 февраля по 21 апреля, братья представят продолжение «адских» работ. Новая скульптурная композиция из миниатюрных пластиковых фигурок называется «Сумма всего зла». Она рассказывает о событиях в Бабьем Яру и одновременно отсылает к картине Иеронима Босха «Апокалипсис», а также к не менее зловещим гравюрам Франсиско де Гойи. И там снова фигурирует свастика.

Клоуны остались. Скульптура Джейка и Диноса Чепменов «Секс I» выглядит как злая карикатура, но отсылает к гравюре Гойи «Великие деяния против мёртвых»

Кроме «Суммы всего зла» в экспозицию, объединённую военной темой и общим названием «Цыплёнок», вошли несколько хрестоматийных произведений Чепменов. Среди них — серия «Из тёмного потустороннего мира», в ней художники переиначили на свой лад 80 гравюр Гойи из цикла «Катастрофы войны». К этому же циклу гравюр Гойи отсылает и скульптура Чепменов «Секс I». Отлитые в бронзе разлагающиеся тела могли бы выглядеть ужасно, но смотрятся как брутальная шутка, поскольку, судя по остаткам грима, когда-то они принадлежали клоунам.

По-человечески. Братья Чепмены занимаются только тем, что им интересно. В 2011 году им было интересно создавать офорты из серии «Человеческая радуга»

Художники иронизируют, и в основном над собой. Один из залов посвящён ретроспективе главных в их карьере скульптур. Однако собраны тут не оригиналы, а миниатюрные копии, которые напоминают скорее карикатуры, чем серьёзное искусство. Называется этот зал «Дерьмоспектива».

Новое этно. Бронзовая фигурка в этническом стиле с головой Рональда МакДональда – это высказывание братьев Чепменов о глобализации

Вместе с выставкой братьев Чепменов в PinchukArtCentre открываются и три другие экспозиции. Американский художник Тони Оурслер представляет инсталляции и видео, в которых размышляет о современной культуре и человеческой природе. В зале PAC-UA размещаются работы украинского фотохудожника Алексея Салманова. В 2011-м он участвовал в конкурсе PinchukArtCentre для молодых художников и получил специальный приз. А на этажах, отведённых под коллекцию арт-центра, появятся работы, посвящённые новым технологиям.

Источник: