Стеклянная феерия невероятного возраста

В Пикетном зале Зимнего дворца до 16 января работает выставка стеклянных изделий античного времени из собрания Эрмитажа. Главная эмоция – ах, какое чудо!

По оценке специалистов собрание античного стекла Эрмитажа одно из лучших в мире. И в это легко поверить, рассматривая экспонаты выставки.

Как рассказала куратор выставки кандидат искусствоведения Елена Ходза, здесь более 250 наиболее ценных и интересных стеклянных предметов, многие из них впервые представлены публике.

Выставка посвящена памяти выдающегося учёного, крупнейшего специалиста по античному стеклоделию, Нины Куниной, которая на протяжении долгих лет изучала эрмитажную коллекцию.

Эта выставка интересна не только эмоциональным восторгом от увиденного, но дает пищу уму и расширяет кругозор. Все же интересно, какие техники и технологии работы со стеклом использовали в античные времена.

По словам Елены Ходзы, ранние античные изделия VI-V веков до нашей эры представляли собой, главным образом, миниатюрные флаконы для благовоний и создавались из непрозрачного стекла. Такое же стекло производилось на Древнем Востоке — в Месопотамии и Египте — ещё во II тысячелетии до нашей эры. Оттуда же была заимствована и так называемая техника сердечника. Её суть заключалась в том, что на металлический прут надевали впоследствии удалявшийся сердечник — глиняную болванку в форме будущего сосуда, на которую накручивали жгуты горячего стекла. Соединяясь, они создавали его стенки, украшавшиеся зигзагообразными орнаментами из жёлтых, бирюзовых и белых стеклянных нитей.

Подражание формам сосудов из драгоценных металлов привело к применению в стеклоделии техники литья в форме. Остывшую отливку с помощью полировки и резьбы деталей украшавших её орнаментов превращали в изысканное произведение искусства. Прекрасной иллюстрацией этого вида стеклоделия служит уникальное произведение мастера из Александрии: литая чаша (III-II век до нашей эры) с ажурным орнаментом из золотой фольги, заключённым между двумя слоями бесцветного стекла. Одна из витрин выставки целиком отдана стеклянным геммам. Среди них выделяется золотой перстень со вставкой синего стекла (середина IV века до нашей эры), исполненный в той же технике, что и александрийская чаша. Её украшает двухстороннее изображение из золотой фольги: на одной стороне — морское чудовище, плывущее в окружении рыб и дельфинов, на другой — два танцующих варвара в остроконечных шапках и коротких хитонах. Здесь же выставлена целая коллекция фалер.

К высшим достижениям искусства античного стеклоделия относятся редчайшие памятники миниатюрной скульптуры. Эрмитаж гордится одним из них: стеклянной женской головкой высотой всего в 3,5 сантиметра. Специалисты атрибутировали головку из голубого стекла как портрет императрицы Ливии, супруги римского императора Августа.

В период с I века до нашей эры по I век нашей эры переживает свой расцвет мозаичная техника. Требовавшая от мастеров подлинной виртуозности, заимствованная впоследствии знаменитыми венецианскими стеклоделами, она позволяла создавать предметы, подражавшие изделиям из полудрагоценных камней, яшмы и агата, но превосходящие их по разнообразию и насыщенности цветовой гаммы. В украшении иногда применялась золотая фольга, что придавало им особую нарядность.

В середине I века до нашей эры произошёл коренной переворот в стеклоделии. Тогда в Сирии была изобретена выдувная трубка, с помощью которой стеклянный пузырь, полученный из горячей заготовки, благодаря вдуванию в неё воздуха, превращали в кувшины, бутыли, стаканы и другую посуду. С появлением такого инструмента появилась возможность в полной мере воспользоваться особым свойством стекла: его прозрачностью, позволяющей пропускать солнечные лучи.

Мастера не только научились создавать предметы из тончайшего стекла, такого, что в руках оно кажется почти невесомым, но и окрашивать его в чистые и глубокие цвета с помощью окислов разных металлов. Иногда стеклодувы обыгрывали контраст прозрачного фона с рисунком, нанесенным непрозрачными эмалевыми красками. Великолепный образец – представленная на выставке амфора из ярко-зелёного стекла, поверхность которой покрывает роспись: растительный орнамент из побегов с листьями винограда и плюща, с сидящими на них птицами. Сочетание зелёного, голубого, жёлтого, красного и белого цветов придают особую живописность этому изысканному по пропорциям произведению, вышедшему из мастерской Северной Италии.

Сирийские мастерские в I веке специализировались на выдувании в форме, негативной разборной матрице из глины или камня. Такой способ позволял создавать целые серии одинаковых сосудов, отличающихся цветом или деталями, дорабатывавшимися вручную: венчиками, ножками, ручками.