Советский Союз глазами француза Дюпакье

Фотовыставка «Поездки в Советский Союз», открывшаяся в Художественном музее, представляет собой репортаж о жизни общества 50-70х годов, сделанный демографом Жаком Дюпакье . Колхозы, городские девушки, провинциальные гости в Москве, узбекские кладбища, сочинские пляжи, зерноуборочные комбайны и толкотня в больших магазинах…Француз Дюпакье впервые показал Европе, что такое настоящий Советский Союз.

Жак Дюпакье – бывший участник Сопротивления. В 1943 году он вступил во Французскую коммунистическую партию, но после XX съезда и доклада Хрущева отстранился от дел. Жак работал над энциклопедией о СССР и народной демократии; в 1956 году ему представилась возможность съездить в Советский Союз. Его целью было обновить знания, которые Запад имел о восточном блоке. Дюпакье был в СССР три раза, из каждого путешествия привозя тысячи цветных фотографий и записи в дневнике.

Французский демограф умер в прошлом году, но его фотоработы путешествуют по всему миру. Новосибирск – один из 11-ти городов России, в которых представлено творчество Жака. В Художественном музее сегодня 22 работы (включая коллажи). Непрофессиональный фотограф, он просто запечатлел свои воспоминания, когда ездил по делам в Советский Союз. Конечно, у него и в мыслях не было делать выставку, которая всему миру расскажет о настоящем СССР с помощью фотохроники.

«Хорошая, интересная, очень нужная выставка , – говорит известный новосибирский фотограф Евгений Иванов, – Она не обработана современными средствами, оцифрована, но остается такой же, как если бы ее распечатали в то время. Конечно, Жак – не профессионал. Но практически никогда человек не снимает, когда ему совсем не интересно, всегда должна быть искра. Для художников большая проблема начинать самовыражаться. Фотография очень субъективна. Однако здесь больше документальности, и это даже хорошо. Чем меньше художественных амбиций у фотографа, тем лучше передана реальность. Помогает посмотреть Советский союз – то есть то, чего уже нет».

Фотографии с «Поездок» нельзя назвать отрывочными кадрами – они действительно создают исторический контекст. Многое здесь действительно уникально: Аральское море еще до работ по орошению (с самолета), сибирские растения, да и просто – советские люди из разных уголков такого огромного государства. Живущие в бедности, объединенные общей идеей: не только для иностранца подобные снимки покажутся экзотикой, но и для современной молодежи. Смотришь на фотографии, и возникает противоречивое чувство: с одной стороны, во многих российских селах ситуация не изменилась, сочинские пляжи все так же заполнены, в ГУМе тоже битком, в глазах узбекских женщин – все те же страдания. С другой стороны – жизнь сильно изменилась, и не верится, что это было всего 30-40 лет назад. Даже удивительно, что эти снимки сделаны иностранцем: он не только показал Западу огромную страну времен железного занавеса, он как будто приоткрывает этот занавес и для современной молодежи, так много не знающей о жизни и истории своей страны.