Сотни тысяч человек сегодня ночью решили приобщиться к прекрасному

В 40 европейских странах, в том числе и в России, прошла знаменитая акция «Ночь музеев». По всему миру двери допоздна не закрывали свыше трех тысяч выставок и галерей. В нашей стране акция, приуроченная ко Всемирному дню музеев, который отмечается 18 мая, состоялась уже в четвертый раз. И снова затмила по масштабам предыдущую. В этом году к ней присоединились уже три сотни залов. И в каждом от посетителей не было отбоя.

Зрители-полуночники стали собираться у входа в Третьяковскую галерею ещё засветло. Очередь плутала где-то в переулках. Но людей, охваченных желанием во что бы то ни стало приобщиться к искусству, уже было не остановить.

Алина Лутфуллина: «Первый раз в жизни была в Третьяковке. Очень понравилось всё. Впечатлений море. Мы ехали из другого города сами. Прямо рано утром».

Их не пугала ни перспектива длительного ожидания, ни опасность оказаться в последний момент перед закрытой дверью. Музеи хоть и работали намного дольше, чем обычно, но с таким количеством желающих попасть на экскурсии, и целой ночи казалось мало.

Ольга Вавилова: «Это просто чудесно, что столько ребят. Я не ожидала. Честно говоря, своего возраста я здесь мало вижу. В основном молодёжь».

«Ночь густела, летела рядом и разоблачала обманы» — эти строки из романа «Мастер и Маргарита» вполне соответствовали тому, что происходило на крыльце Булгаковского дома.

Молодых людей, стоящих уже несколько часов в очереди в «нехорошую квартиру», кажется, не смущала даже незавидная судьба её прежних жильцов. Под таким натиском сдались бы даже самые тёмные силы с их невероятными и почти мистическими легендами о Воланде и его свите.

Марина Колутких: «Мы уже во многих музеях сегодня были. В Музее истории коньяка, очень интересно. Потом сюда. Всё-таки это история наша».

«Ночь в музее» — не только интересная возможность посмотреть на постоянные экспозиции. Как правило, галереи готовят специальную программу. В санкт-петербургском планетарии, например, сегодня ночью можно было не только посмотреть на звёзды, но и смоделировать особую космическую причёску.

А на выставку, где картины написаны специальным составом флуоресцентных красок, казалось бы, сами экспонаты велели ходить по ночам, ведь их можно рассматривать только в темноте. Пространственные инсталляции, фантазии на сказочные темы и яркие, насыщенные цвета. Кому красок показалось недостаточно, могли нанести их прямо на одежду. После иллюзорного свечения даже глянец знаменитых фэшн-фотографов, чьи работы представлены в Манеже в рамках «Фотобиеннале-2010», выглядит классикой. Впрочем, именно она заставляет остановиться и сфокусировать уже привычный равнодушно скользить по сторонам взгляд.

Ольга Свиблова, директор Московского дома фотографии: «Они в этот момент знакомятся гораздо ближе, чем когда они имеют какую-то случайную встречу в клубе, где говорить не о чем, где музыка звучит, они друг друга не слышат. Потому что искусство им говорит обо всём. Это некие их эстетические пристрастия, их энергетические пристрастия. Это миры».

В эту ночь в музеи отправляются даже те, кто обычно выставки не посещает. Кому ночных миров покажется мало, расстраиваться не стоит. Ведь ходить в музеи можно не только по ночам.