Солнечный дождь на вспаханную землю

Юбилейная ретроспективная выставка Любови Арбачаковой (вторая, посвященная ее 50-летию, первая недавно прошла в Доме творческих союзов, собрала шестьдесят произведений автора, сделаны они все в разных техниках: соус, гуашь, акрил, масло).

Вернисаж вылился в чествование юбиляра. Любови Никитовне поставили кресло, как королеве, но она постоянно вставала из-за него, так как только стоя интеллигентные люди слушают высокие слова приветствия в свой адрес. А желающим поздравить Любу, кажется, не было конца.

— Люба, — обратилась к ней Тамилла Борисовна Афузова, у которой когда-то училась студентка Арбачакова, — когда вы успели прожить пятьдесят лет? — Все даже засмеялись, ведь известный в городе педагог-филолог Тамилла Борисовна имела в виду и сказала, что выглядит-то юбиляр на тридцать с небольшим. И, что самое удивительное, это так и есть. Тоненькая, нежная, чистая, как девочка, женщина. Но если учесть, что Любовь Арбачакова успела выпустить несколько сборников стихов (она еще и поэт), десяток научных статей и написать кандидатскую диссертацию (она и ученый), написать столько замечательных, уникальных своим детским, наивным, открытым взглядом и в то же время философских картин, поместившихся в два десятка выставок, и не только в Новокузнецке и Междуреченске, в Таштаголе и Абакане, но и в столице нашей Родины, в Центральном доме художников, в Турции, в Германии, и многие из них, в том числе за рубежом, выставки персональные, что можно и поверить в ее дату, так как для всего сделанного нужен не один год. Ее произведения в большом количестве хранятся в нашем музее, в Кемеровском областном, в музее Хакасии, в Омском имени Врубеля, в Москве в ЦДХ и в частных коллекциях Германии, Англии, Турции, США, Канады, Голландии, Бельгии, Италии.

Вы уже поняли, что это художник мирового класса? Придите на выставку и убедитесь, что это художник уникальный, непохожий ни на одного из наших замечательных живописцев. А наш город ими славится.

Наша газета довольно часто пишет о художнике Арбачаковой, и не знаю, надо ли повторять ее регалии. Скажу, что она — член Союза художников и член Союза писателей. А в эти организации кого попало не принимают. Можно перечислить и ее лауреатства. Или повторить все добрые слова и забавные истории, связанные с Любой, произнесенные поздравлявшими, известными в городе людьми. Это был очень теплый, сердечный вечер, потому что Любу (ее ведь так и называли все: Люба, иногда поправляясь на официальное Любовь Никитовна) невозможно не любить. Добавлю, что возле нее даже просто постоять — все равно, что зарядиться ее душевной и духовной энергией.

Самое яркое, конечно, в этом событии — выставка “Анзас — Мрассу”. На первой реке она родилась в маленькой шорской деревушке, уже исчезнувшей. И Любовь прочитала несколько стихов, в которых, таких коротких, всего из нескольких строк, безмерная пронзительная тоска по утраченному. На реке Мрассу она живет сейчас в Междуреченске. Река для нее как связующее звено между детством и сегодняшним днем. Для нее реки, деревья, природа ее родины — источник вдохновения. Эта ее выставка — третья персональная в нашем музее. С ним у нее особая связь. Ее творчеству директор музея Лариса Ларина посвятила не одну статью в каталогах, на конференциях. Она так изучила творчество этой художницы, что могла бы написать о ней книгу. И очень жалко, что для того, чтобы опубликовать сегодня большую, нужную людям работу, нужны деньги, которых нет. Прошу прощения за то, что отвлеклась.

Выставка особенно хороша тем, что она ретроспективная, а значит, вмещает в себя творчество автора в его движении. Это не значит, что здесь все ее работы, это просто невозможно. Но здесь в экспозиции, великолепно построенной музейщиками, есть и ранние работы, и особо интересные, и совсем новая графика, в которой много орнамента.

Ее произведения (ни одно не написано с натуры) привлекают ярким колоритом. Если солнце во время сенокоса, то его лучи “пробивают” поле, и это не просто самая большая звезда, это сам бог Ярило. Они притягивают плоскостной манерой, как в рисунках у детей или как в иконописи. Все словно игрушечное, сказочное и очень сердечное. Человеческие фигурки, лошадки (кстати, Люба свое детство провела в седле), картины сенокоса. Каждую хочется запомнить. Особое место занимает (своего рода это подвиг перед шорским народом) ее цикл “Священные истории”, то есть живописный перевод Библии для народов Горной Шории. Здесь основные библейские сюжеты: и Благовещение, и Христос в пустыне, и Тайная вечеря, и другие. И нарисовано это все так, что вызывает интерес у человека любой национальности.

В ее работах нет места светотени, нет места сложной живописи с ее тонкими переходами от цвета к цвету, от тона к тону. Здесь все сделано по иным законам. И ритм, и композиция, и насыщенность цвета, и вся эта как бы детскость и наивность на самом деле высокое мастерство, профессионализм художника. Ее выставку хочется смотреть не один раз, рассматривать ее картинки, навеянные детскими воспоминаниями, и ее священные истории, угадывая в них библейские сюжеты. “Спасибо, что вы есть”, — кто-то сказал Любови Арбачаковой на вернисаже. Мне остается присоединиться к этой благодарности.

Источник: