Событийный репортаж.

Это могут быть репортажи о какой-то торжественной церемонии или военной операции, о катастрофе или забастовке, о внезапном обвале курса доллара или о массовых отставках в правительстве. Главное — в таком репортаже определяющим становится какое-то новое событие, последовательность его развития. Событие всегда неприкосновенно . Оно протекает в реальном времени и пространстве независимо от репортера, подчиняясь только своей логике. На него можно смотреть, в него можно сколько угодно вглядываться, обдумывать, но изменить его, адресуя зрителю, нельзя. Поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним. Проблема информационного повода Проблема, на какую тему можно сделать событийный репортаж, совсем не так проста, как кажется. Современный мир переполнен информацией. Каждую минуту происходит множество событий, о которых можно рассказать в репортаже. Как определить, какое событие достойно того, чтобы попасть в выпуск новостей, а какое — нет. Проблема отбора самых важных и самых интересных – тех, о которых расскажут в теленовостях, — и есть проблема информационного повода. Иначе ее называют проблемой отбора новостей. Дэвид Рэндалл дает такое определение новости: “Это свежая и необычная информация на тему, представляющую всеобщий интерес, и ранее неизвестная”. А значит и материал для событийного репортажа должен быть свеж, необычен и должен представлять интерес для зрителя. Выбрать такой информационный повод для будущего репортажа из сотен и тысяч других — самое важное. В книге Эверетта Дэнниса “Беседы о масс-медиа” приведен список информационных поводов, наиболее интересных телезрителю: 1. Конфликт, столкновение интересов людей, стран, организаций (здесь же теракты, митинги, военные действия) 2. Катастрофа, авария, стихийное бедствие, другие чрезвычайные происшествия 3. Последствия какого-то значимого события, новые факты какого-то громкого происшествия 4. Новости политики и экономики (о принятии новых законов, встречах на высшем уровне, заключении политических договоров, итогах выборов) 5. Новости культуры, спорта (открытие выставки, кинофестиваля, чемпоината) 6. Значимые события из жизни известных людей (юбилей какого-либо артиста) На все эти темы часто создаются событийные репортажи, потому что все они, независимо от свое важности привязаны к какому-то конкретному событию, информационные поводы другого характера чаще служат для создания тематического репортажа. Поэтому журналисту, выбирающему тему для событийного репортажа, необходимо обращать свое внимание только на конкретные события, произошедшие в последнее время. Конечно же приведенный список не исчерпывает все возможные информационные поводы. Событийные репортажи могут быть и на другие темы, главное -чтобы они были непосредственно о событии, представляющем большой интерес для зрителя. Это другой важный принцип выбора информационного повода: новость должна представлять всеобщий интерес. Другими словами новость — это не только то, что людям необходимо знать, но и то, что им интересно знать. Поэтому выбирая информационный повод для репортажа, нужно прежде всего учитывать эти критерии. Для примера такой информационный повод, как забастовка сантехников, недовольных заработной платой. Да, этот повод отвечает первому критерию — новость привязана к событию. Но интересна ли она зрителю? Должны ли зрители знать об этом? Необходимо ли им это знать, испытывают ли они в этом потребность? Многие из них и так никогда сантехников в своем доме не видели. Хотят ли люди об этом знать? Большинству зрителей (если они не сантехники) эта тема просто интересна. А некоторые сюжеты, наоборот, могут попадать сразу в несколько категорий: они и интересны, и необходимы. Например, репортаж о принятии нового закона, повышающего зарплату бюджетникам привлечет намного больше зрителей. В зависимости от информационного повода событийный репортаж может быть: Ситуативным (незапланированным). Обычно такие репортажи готовят о неожиданных событиях. Это, например, ограбление банка, террористический акт или отставка президента накануне Нового года. Твердым (запланированным). О том, что такой репортаж будет подготовлен, известно заранее, т. к. заранее известно о самом событии, оно уже запланировано. Этим событием может быть, например, какая-либо выставка, судебное заседание, пресс-конференция президента. Предыстория. Такие репортажи содержат рассказ не только о самом событии, но и о его причинах, о событиях, ему предшествующих. Репортаж должен содержать несколько точек зрения, чтобы не потерять объективности. Если же посвятить репортаж только разбору причин какого-либо события, уже всем известного и не нового, то событийный репортаж перерастет в тематический. Комплект – репортаж. Такие репортажи каким – то образом дополняют материал, идущий в выпуске до них. Такого типа репортажи позволяют зрителю лучше понять и оценить весь комплекс обстоятельств, связанных с конфликтом, взглянуть на него с разных сторон. Например, если ситуативный репортаж о предпринятых сейчас военных действиях против Ясира Арафата в Рамалле раскроет некоторые их подробности, то идущий следом репортаж-предыстория укажет также на причины (противостояние Палестины и Израиля и т.д.). Независимо от информационного повода работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Его задача — прежде всего точно и достаточно подробно проинформировать о событии. При этом подготовка к репортажу сводится всего лишь к предварительному сбору данных о предстоящем событии и написанию каких-то заготовок, а выуживать всю информацию приходится уже на месте. Это в том случае, когда событие запланировано. Но чаще всего репортеру приходится делать репортаж о событиях случайных, экстренных. Иногда делать это нужно в прямом эфире, и тогда телерепортер не имеет возможности, как газетчик, размышлять над каждым словом, каждой фразой, а потом перечитать свой материал, отредактировать его, исправить. Ведя репортаж, он часто сталкивается с неожиданными ситуациями и нередко находится при этом в том же положении, что и зритель, который впервые видит материал. Такие репортажи являются одними из сложнейших жанров новостей и называются экстренными новостями. В выпуске новостей они, как правило, идут первыми. Экстренные новости. Говоря об экстренных новостях , журналисты обычно подразумеваютинформацию, которая появляется неожиданно и требует скорейшего распространения. В репортажах об экстренных новостях никогда не употребляют слово “вчера”. Экстренные новости — это репортажи о военных действиях, терактах, стихийных бедствиях, Яркий пример — репортажи о гибели подлодки «Курск», о наводнениях в Ленске, или о терактах в США в сентябре прошлого года. Особенности работы над экстренным репортажем Для телерепортера освещение экстренных новостей – это , во-первых, оперативность. Телевизионным журналистам необходимо присутствовать на месте события в то время, когда это самое событие происходит, а не уже произошло. Поэтому по возможности репортеру надо приезжать к самому интересному моменту и за то короткое время, пока развиваются события, успеть сделать очень многое. Успеть собрать информацию о событии, составить из нее связный текст, начитать его на камеру, заснять самые захватывающие кадры. При съемке экстренных репортажей все это делается одновременно, и репортер должен решить, когда оператору снимать планы места события и происходящего действия, а когда идти записывать интервью сочевидцами. Поэтому журналист должен уметь быстро распланировать свою работу и работу оператора на месте съемок. Хотя эти планы очень часто приходится менять уже по ходу съемок, и вот почему: При съемке экстренных репортажей практически всегда невозможно снять все так , как предполагалось в начале, и репортер должен предвидеть, может ли конкретное событие приобрести неожиданный поворот. Там , где делают новости, вообще ничего нельзя с абсолютной точностью просчитать заранее. Поэтому журналист должен уметь быстро реагировать на все происходящее вокруги так же быстро менять «тактику съемок». Он должен всегда помнить, что бывают ситуации, когда неожиданный поворот событий ломает все составленные планы. Например, репортерская команда выезжает на съемку сюжета о первом весеннем дожде. Выпускающий редактор считает, что этот репортаж входит в число “необязательных новостей”, на работу отводится немного времени , а режиссер говорит о том, что материал должен быть как можно меньшим по хронометражу. Корреспондент и оператор договариваются о подготовке художественного репортажа. Оператор думает, что неплохо бы снять несколько планов людей под зонтиками , крупный план капельки на только что появившемся зеленом листике. Но дождь перерастает в стихийное бедствие . Вместо кадра с капелькой на листике репортерская команда снимает потоки грязной воды. Корреспондент собирает информацию о нанесенном ущербе и жертвах. Материал готовится в жанре репортажа –катастрофы. Выпускающий редактор и режиссер также меняют планы: сюжет о ливне выйдет в эфир в начале программы новостей и станет главным событийным репортажем выпуска. Журналисты, работающие над событийным репортажем, сталкиваются с трудностями даже при сборе информации о событии. Например, репортеру требуется узнать о подробностях и причинах произошедшего в городе ЧП: внезапно рухнувший мост через реку унес несколько человеческих жизней. Кого можно спросить о том, как это произошло? В первую очередь, очевидцев. Но очевидцы не всегда способны объективно говорить о происшедшем, их мнение подвержено влиянию пережитых эмоций. Люди, принимавшие участие в событии , не могут оценить его “сторонним взглядом”. То, что человек или участвовал в событии, вовсе не означает, что он может говорить о его причинах и последствиях. Люди же, несущие ответственность за состояние моста, едва ли расскажут о настоящих причинах аварии. Всегда надо принимать в расчет личную заинтересованность такого источника информации. Представитель строительной фирмы вряд ли скажет, что мост рухнул из-за халатности монтажников.

Источник: