Случчанин, который висит в Лувре

, который потом повесили в музее рекламы в Лувре. Там появилась русская матрёшка в виде Джоконды, Шагал и Дали превратились в яйца, а «Антология» группы «Машина времени» (DVD и 18 CD) оказалась упакована в посылочный ящик в штампах, сургучных печатях и с надписью «В Россию из СССР».

Но самое интересное он обещает сделать в будущем. Мастер плаката, дизайнер, художник-график, живописец. Всё это он – наш земляк Владимир Цеслер. Четверть века просуществовал творческий тандем Владимира Цеслера и Сергея Войченко. Вдвоём они создали студию арт-дизайна. После смерти в 2004 году Сергея Войченко Владимир Цеслер работает и за себя, и за друга. «Я один как пара», — говорит он.

Присутствие Сергея Войченко чувствуешь в студии Цеслера. Я погладила гипсовую руку на стене — поздоровалась. «Это рука Сергея», — сказал Цеслер. Из других достопримечательностей в мастерской знаменитого дизайнера – брошь, являющая собой известную комбинацию из трёх букв, инкрустированная камнями Сваровски, длинноногие нимфы, одна из которых снималась в фильме с Леонидом Ярмольником, а вторая любезно сварила мне кофе. А ещё двери – которые время от времени гостеприимно распахивались хозяином. И я поняла, почему Цеслер работает ночью. А как иначе, если днём твой дом открыт для людей?

— Нет, такого не могло быть. Когда родные поняли, что мне нужно покупать альбом с карандашами, они увидели, что вся семейная библиотека была разрисована летающими лыжниками, парашютистами, самолётами. В студию к Владимиру Степановичу (Садину – прим. авт.) я пришёл уже сложившимся художником. Мне было семь лет. Учитель предложил нарисоватьчто-нибудь.  «Я могу нарисовать всё, что угодно. Что бы вы хотели, чтобы я нарисовал?». – «А ты сам что хочешь?» – «Я хочу рыбалку». Потом этот рисунок опубликовали в журнале «Вясёлка”. В качестве гонорара журнал подарил мне подписку.

Как-то в Слуцком краеведческом музее на выставке я увидел свой рисунок, сделанный в четвёртом классе. Там была нарисована девочка сангиной (техника рисунка – прим. авт). Я посмотрел этот рисунок и вспомнил день, когда его рисовал. Игорь Титковский подошёл ко мне и сказал: “И я помню этот рисунок. И это была моя сестра”.

— Да, калякает. Он всё хочет делать, ему любой вид творчества одинаково интересен. На одном биеннале познакомились с японцами, стали с ними обсуждать систему образования. Я почувствовал, что у нас она не совсем верная. В Японии, например, существуют арт-школы, где детей учат всему: литературе, поэзии, танцу. По окончании учёбы человеку рекомендуют, скажем, заниматься скульптурой и игрой на флейте. У нас же, когда поступаешь в институт, у тебя спрашивают, на какое отделение. «Хочу быть художником». – «Ха-ха-ха. Вы что не можете определиться, на какое отделение вам идти?!». Ну откуда же я могу знать в этом возрасте, в чём я смогу реализоваться!

Мне кажется, люди творческие в большей степени привязаны к месту, потому что здесь идёт вдохновение. И те, кто уезжают, ничего нового, кроме озлобленности, не приобретают.

Если бы мне хотелось денег… Но я такой человек — мне хватает. Мы с Сергеем Войченко никогда не занимались систематическим зарабатыванием денег. Время от времени, когда деньги заканчивались, мы делаликакую-тоработу на заказ.

Яше четыре года. Он уже год как читает. В три года он уже знал расположение планет солнечной системы. Я этого не знаю!

Он освоил айфон, который я три раза забывал в такси. Таксист слышит звонок, хочет ответить и не знает как. Сын разблокировал айфон, открыл текстовый редактор, изничтожил кучу номеров, а вместо заставки поставил свой портрет.

О вашей недавней персональной выставке написали примерно следующее. «Вчера в галерее “Ў” прошло открытие персональной выставки Владимира Цеслера. одновременно в одном месте города собрались около 300 человек, отчего саму выставку рассмотреть не получилось».

— На самом деле это было невозможно. Былакакая-тозверская толпа. Обычно на выставку больше пятидесяти человек не приходит.

— А как должны по-вашему складываться отношения художника и политики? Должен ли творческий человек заявлять о своей гражданской позиции?

— Приятно дружить с Андреем Макаревичем, если он считает, что с тобой дружит. Во всяком случае, если я приезжаю в Москву, он всегда об этом узнаёт. Мы встречаемся. Готовит он великолепно. Я у него несколько раз оставался.

— Мне всегда смешно, когда люди серьёзно относятся ко всему. Делают глупости с таким умным лицом! Может, наоборот лучше.

Владимир Цеслерродился 30 апреля 1951 г. в Слуцке. Окончил факультет дизайна Белорусского государственного театрально-художественного института. Занимается дизайном, графикой, живописью.

С 1978 г. и на протяжении более 25 летВладимир Цеслерсотрудничал с художником Сергеем Войченко(1955—2004 гг.). Их совместные работы хранятся в лучших музеях мира: в Латвии, Швейцарии, Германии, Японии, Финляндии, США, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Государственном художественном музее им. Пушкина в Москве, в Лувре, а с 2006 года – в Национальном художественном музее Беларуси.