Шоколадом здесь не пахнет

Год Италии в России подошёл к середине. В июле вектор событий в Москве переместился из музеев и театров на «Красный Октябрь». Здесь среди зданий, недавно служивших цехами шоколадной фабрики, правят бал современное искусство и архитектура. Где как не здесь устроить фестиваль «Неделя Италии», обращённый не столько в прошлое великой культурной державы, сколько в её настоящее и будущее?

Именно наше время — тема фестиваля, вобравшего в себя выставки, кинопоказы, концерты. Для «Недели Италии» избрана одна из модных площадок российской столицы. Важной составляющей стала ресторанно-гастрономическая программа. Однако светское на первый взгляд мероприятие имело серьёзную подоплёку: не обошлось без обстоятельных бесед о проблемах развития Москвы и Рима, имеющих большое сходство.

Лето в Москве оказалось жарким, почти как в Риме. Зато раздолье туристам, стремящимся в столицу. Итальянцы вместе с московскими кураторами проекта «Итальянский квартал» позаботились о том, чтобы почувствовать себя туристами смогли даже те, кто ещё только мечтает об отпуске. Не покидая Первопрестольной, можно совершить небольшое — и, что приятно, бесплатное — путешествие на Апеннины. При этом ощутить биение их пульса, увидев сегодняшний облик их городов и обсудив вопросы, беспокоящие нынешних художников и зодчих.

В июле — его называют макушкой лета — «итальянский год» ещё не достиг вершины. Ведь лето считается мёртвым сезоном, а осенью мы ждём событий кульминационных, вроде выставки великого Караваджо в Пушкинском музее. Но и теперь, когда город наполовину опустел, организаторы Года не дают нам заскучать. Напротив, бросают вызов: отважимся ли мы выйти из дома или офиса на раскалённую улицу, чтобы добраться до итальянского островка в центре Москвы? К утешению рискнувших — роскошные виды, открывающиеся по пути на «Красный Октябрь». Пешеходный мост через Москву-реку, ведущий от храма Христа Спасителя к новому «культурному кластеру», позволяет сделать роскошные снимки, например на фоне Кремля. Но не стоит выпускать из рук камеру и тогда, когда из «третьего Рима» перейдёте в первый, доставленный к нам на фото, видеоплёнках и архитектурных планах. Дух нестареющего Вечного города доносят работы художников, фотографов и дизайнеров. Итальянцев и иностранцев, влюблённых в Италию. На «Красном Октябре» их произведения собрали воедино в терпкий букет.

Здесь, на речных берегах, дышится вольготнее, хотя это самый центр столицы. Плеск волн о гранит набережной напоминает о водах Средиземного моря, омывающего Апеннинский полуостров. На территории бывшей шоколадной фабрики на островке между Москвойрекой и Водоотводным каналом архитекторы могут экспериментировать. Наверняка они постараются сохранить старые кирпичные корпуса — теперь во всём мире ценят памятники индустриальной архитектуры.

кондитерского цеха. Вице-президент Ассоциации графических дизайнеров Италии Кристина Кьяппини привезла на выставку «Лучший итальянский графический дизайн для общества и культуры» работы востребованных мастеров. В основном выбирала такие, что полны протестного духа.

«Их авторы критически относятся к современным способам изображать изгоев общества, а также детей и женщин. Художников волнуют проблемы насилия, запрет на курение, безопасное движение, дети на дороге или дети, оставшиеся одни дома», — пояснила Кьяппини.

Рядом с признанными мэтрами — многообещающие выпускники факультетов визуальной коммуникации. В их числе студенты FABRICA — известной инновационной школы группы Benetton. В её творческих лабораториях учатся молодые дизайнеры и художники со всего мира. Специально для Москвы ими создан целый ряд работ, удивительно многоплановых, в основном образцы социальной рекламы, у нас только зарождающейся.

Колонны бывшего цеха намекают на римское наследие всей европейской архитектуры. Среди них обычной металлической сеткой-рабицей отгородили небольшой автономный зал, где прямо на «заборе» развешены фотографии, сделанные, в частности, знаменитым фотохудожником Миммо Йодиче. Снимать архитектуру он умеет так, что самые заурядные дома, мосты или тоннели метро превращаются в сказочные видения, поражая грандиозностью и загадочностью.

А в целом выставка «Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса» — её привёз Национальный институт архитектуры Италии — рассказывает историю об успешном сочетании творческой и деловой составляющих, для зодчих абсолютно необходимых. Тему развития итальянской архитектуры с послевоенных лет до наших дней итальянцы впервые так подробно раскрыли в прошлом году на 12-й Архитектурной биеннале в Венеции. Теперь римляне делятся опытом с москвичами.

Что же, переключиться с классики на современность весьма интересно. Скажем, кто из нас видел — хотя бы на фото — современные кварталы Рима или Неаполя, связывающие их линии метро, мосты над реками? Вероятно, немногие обращают внимание на инфраструктуру, путешествуя по Италии, а просто воспринимают как должное комфорт и рациональное решение проблем. Главная выставка «Недели Италии» не случайно посвящена архитектуре. Она призвала задуматься о целом спектре её функций, как эстетических, так и экономических. И о проблемах, общих для Москвы и Рима в силу того, что в отличие от большинства мировых столиц они обе сохранили древнюю кольцевую структуру.

Однако что хорошо туристу, то автомобилисту смерть… Как бороться с пробками, как устроить эстакады и тоннели, не разрушая урбанистического ядра, — об этом говорили архитекторы из Италии на публичных лекциях. Много важного рассказал куратор выставки Франческо Орофино — советник Союза архитекторов города и провинции Рима. В частности, по его мнению, близкому взглядам многих российских зодчих, одна из последних градостроительных тенденций — децентрализация городского пространства. Над этой задачей ещё в послевоенные годы работали архитекторы Бруно Дзеви и Лучо Пассарелли. Их студия ASSE выдвинула идею освоения северного пригорода Рима — тогда здесь было 15 миллионов квадратных метров пастбищ и полей. Макет и архивные фотографии отражают процесс трансформации «дикой» территории в благоустроенный городской район.

Интерес вызвали две фотовыставки. В групповом проекте галереи «Победа» Natura Morta приняла участие итальянка Полетт Тавормина, её фотонатюрморты стилизованы под голландскую живопись XVII века. Предметы, цветы и снедь оживают, будто движутся, расползаясь по столу. Пучок спаржи похож на скрещённые пальцы заломленных в отчаянии рук. Пожалуй, Полетт насмотрелась и работ соотечественников: мистика Джузеппе Арчимбольдо, в XVI веке составлявшего портреты из цветов, фруктов и овощей, или Караваджо, чьи полотна полны глубокой символики. Кажется, его картины вдохновляют и модного светского фотографа Майкла Робертса, чью «Съёмку на Сицилии» показал Центр фотографии братьев Люмьер. Оба фотохудожника увлечены эстетикой барокко, но американец сосредоточился на людях. И создал коллективный портрет сицилийцев. В многообразии лиц, запечатлённых за 20 лет в разное время, но в одном месте, проступает образ Сицилии — а её считают ключом ко всей Италии. Остров прекрасен и ужасен, полон контрастов, он архаичен и кинематографичен, пронизан особым ритмом. Живут там не одни бандиты, а и восхитительные, страстные и сильные люди, словом, настоящие итальянцы, нередко бедные, но гордые и красивые.

На «Красном Октябре» нам явлена совсем другая Италия, чем на глянцевых обложках. Реальная, живая, где во всём, включая архитектуру, ощутим отпечаток старой культуры города. В этой стране ценят «человеческое» измерение, дающее людям комфорт и чувство собственного достоинства.