Шершавым языком плаката

Поделиться!   |   Опубликовано: 2013 12 05, 0:02   |   Комментариев: 0

Освежите память — и вспомните фрагменты недавнего прошлого. Оно застыло в афишах, развешанных в минском Дворце искусства. Здесь нашлось место для работ самых прославленных мастеров — от Фердинанда Рущица до Владимира Цеслера. Выставка посвящена 100-летию со дня выхода первого белорусского плаката.

Владимир Васюк, председатель секции графического дизайна Белорусского союза художников, предлагает отсчитывать историю плаката с 1913 года, когда Рущиц создал афишу выставки народного творчества, проходившей в Вильне: всадник в обрамлении белорусских и литовских поясов. Оригинала этого плаката, увы, вы не увидите. Вместо него — копия. Хорошее изображение подлинника не найти даже в альбомах по национальному искусству.

В экспозиции представлены работы с 1950–х годов до наших дней. Пусть не за 100 лет, а всего чуть более чем за полвека, во Дворце искусства есть чему удивиться.

По плакатам узнаешь, что в 1957 году в Минске проходил Всебелорусский фестиваль молодежи. Одно из полотен того же времени информирует, что «Ленiн заснавальнiк Беларускай ССР». Вот оно как! Тут же и банальные агитки: «Усе на выбары!», «Ашчадныя касы выгадная справа для ўкладчыка i дзяржавы», профили коммунистических вождей в сочетании с избитыми лозунгами. И лишь на творениях 1990–х годов другие темы, другие герои: Богданович, Скорина, старопечатные книги, древние иконы. Плакат 1990 года в стиле супрематизма переносит в Витебск, анонсируя фестиваль польской песни, с которого начинался нынешний «Славянский базар».

Прямолинейность советского позитива соседствует с ироничностью, стебом современного плаката. Мышеловка с долларом и подпись: «Эканамiчная дапамога па–амерыканску» — cтаршее поколение наверняка помнит эту картинку. А рядом — красивые афиши к театральным постановкам: на выставке подобраны самые яркие из тех, что появлялись в городе в последние годы. Чем не повод вспомнить хорошие спектакли? А может, даже на некоторые и сходить повторно.

У плаката цель простая — привлечь внимание и заставить действовать. Среди представленных во Дворце искусства современных творений лично меня вдохновила работа Дмитрия Сурского 2011 года «Працуй з iмпэтам!»: заточенный карандаш гордо смотрит вверх. Эта картина заставляет и улыбнуться, и, выровняв осанку, с хорошим настроением пойти с выставки — дальше по жизни.

Источник: