Севастопольский пленэр

Я тебе скажу, почему группа творческая… потому что мы собираемся здесь вместе «полетать». Уровень живописи очень высокий… творцы колоссального масштаба… В таких группах всегда живет здоровая конкуренция.

– В творческой группе за месяц можно сделать 20, 25 работ… разных, но одна должна быть такая… музейная. Чтобы в памяти потомков осталась.

…В сентябре нынешнего года в славном городе-герое Севастополе проходил 13-й по счету международный Севастопольский пленэр. В нем приняли участие художники из Киева, Крыма, Николаева, Санкт-Петербурга, Молдовы и Китая. Художники маститые, хорошо известные – как, например, президент Академии художеств Украины Андрей Чебыкин, а также художники совсем молодые, но перспективные. Уже который год спонсором этой творческой группы выступает Светлана Антоненко. Художники получают кров и пищу в ее гостинице, и, не заботясь о хлебе насущном, всецело отдаются творчеству. Ежедневно каждый из них пишет два-три, а то и четыре этюда. Пишут скалистые красоты Батилимана, восточное изящество Бахчисарского дворца, укромные уголки Севастополя, древние камни Херсонеса.

В этюдах председателя Николаевского отделения Союза художников Олега Приходько действительно присутствует множество «живых» действующих лиц: фигурки случайных прохожих, птицы, кошки, собаки. Всего два-три маленьких мазка – и схвачен образ. Равных Приходько в этих «сюжетных» этюдах нет.

Вечером, когда художники свободны и праздно бродят по гостинице, я могу пообщаться с ними. Каждый – интересен: и как живописец, и как человек. Мне, например, оказалась близка женская живопись Елены Молчановой, художника из Симферополя. Это ее пятый Севастопольский пленэр.

– Наша группа – не формальная, за несколько месяцев до начала начинается жесткий отбор участников, – рассказала Елена. – Подбираются художники сильные, «пленэрного направления», которые успешно работают «на натуре». В последние годы Севастопольский пленэр собирает профессионалов очень высокого уровня. Прежде чем я попала в группу, мне не раз говорили: рано еще, нужно «подрасти». В первый год не всё шло гладко: очень трудно было адаптироваться к той скорости, с которой работают именитые художники. Эта скорость ошеломляет, работа идет на таких высоких оборотах, что первое время просто падаешь от усталости. Но с годами набираешься опыта, работы становятся всё лучше и лучше. Главная же цель нашей творческой группы – показать результат.

Подведение итогов пленэра – «захватывающее зрелище». Художники выставляют на обозрение коллег и организатора творческой группы Светланы Антоненко все работы, написанные за месяц… – по существующему соглашению каждый участник должен подарить для ее коллекции живописи по два своих лучших этюда.

Необычайно интересно проследить на этих маленьких «персональных выставках», как сумел художник реализовать свой потенциал, увидеть его победы, интересные находки. Удачные работы коллеги всегда встречают восхищенными возгласами и адресуют поздравления автору. Лучшие этюды отбирают для большой заключительной выставки, на которую приглашаются севастопольцы.

На торжественном закрытии пленэра всегда присутствуют городские власти Севастополя, представители городского управления культуры, приезжают художники и коллекционеры. Уже второй год вернисаж открывается прямо в гостинице «Украина», где целый месяц работали над своими полотнами участники творческой группы. Картины вывешиваются в большом фойе, стоят на подрамниках на улице у входа, висят на летних площадках гостиничных кафешек и, безусловно, привлекают большое количество любопытных прохожих.

– В первые дни пленэра мне казалось, что самое главное – итоговая выставка, результат… насколько достойно мои работы будут выглядеть рядом с этюдами мэтров, – поделилась впечатлениями молодой севастопольский художник, дебютант пленэра Елена Вильчукова. – Оказывается, нет, не это главное. Важнее общение с людьми, за чашкой чая, за бокалом вина. В этих разговорах близко узнаешь человека, а потом, когда видишь его работы, – он как бы открывается для тебя заново. Для меня настоящим открытием стал ваш николаевский художник Олег Приходько – и как профессионал, и как личность.