Сергей Ковальчук. Вся Мьянма через объектив фотокамеры

Как путешественника его притягивает все загадочное и неизведанное, а как фотографа – желание рассказать об увиденном миру.

Эти две ипостаси уживаются в нем, невероятно гармонируя, дополняя и обогащая друг друга. Сергей Ковальчук работает в жанре «тревел-фотографии» уже давно, специализируется на азиатских странах и государствах Полинезии. Свою цель он видит в том, чтобы показать людям все самое интересное, редкое и труднодоступное, чего не увидишь в путеводителях и не узнаешь в турагентствах.

10 июля в Областном музее изобразительных искусств открылась его персональная выставка под названием «Мьянма: все золото Бирмы». После церемонии он согласился подробнее рассказать нам об этой работе и своем опыте путешественника, а также поделиться парочкой советов.

Насколько я знаю, вы путешествовали почти по всему миру. Почему вы посвятили выставку именно Мьянме? Эта страна больше всего вас вдохновила?

— Свои фото-проекты я делаю по Азии. Мне очень по душе доброжелательная атмосфера в азиатских странах, живущие там люди, обстановка. Совершенно комфортно себя чувствую. К тому же, там очень хорошо наблюдать за жизнью. В отличие, например, от той же Африки, где за мной как-то гнались с палками, когда я сделал фото какой-то дамы, не спросив ее разрешения.

Я пытаюсь рассказать людям то, что будет им интересно. И если кто-то захочет туда поехать, он зайдет в Интернет, посмотрит где-то информацию. Его должно осенить: хочу поехать сюда, хочу посмотреть вот это. Например, на этих женщин, которые стоят часами в воде и ждут, когда им отдадут остатки рыбы…

Главная цель, которую я вижу перед собой – сделать так, чтобы посетители уходили с выставки с ощущением страны в душе.

Вы взяли на себя такую важную миссию. Наверное, это очень тяжело. Кем же вы себя ощущаете, осуществляя задуманное? Журналистом, художником, может, регионоведом?

— Я больше себя ощущаю путешественником, который изучает какие-то новые места и пытается привлечь сюда других людей. Или фотографом… Но тут сложно сказать, потому что существует, например, студийная фотография, когда вы пришли в студию и отсняли все в одном месте. Это чисто работа фотографа. А в том, чем занимаюсь я, обе стороны приблизительно равны. Я увлекаюсь нестандартными вещами и специально стараюсь забраться в места, которые недоступны или, по каким-то причинам, малопосещаемы.

То есть, вы не любите студийную съемку?

— Я больше всего люблю живые портреты. И, честно говоря, не очень люблю постановочную фотографию. Я просто иногда для собственного опыта делаю такие снимки, и всё. В студии вообще снимаю редко.

На мой взгляд, метафора «Все золото Бирмы» очень хорошо привлекает внимание. Думаю, вашей цели вы достигнете и с ее помощью, в том числе. А какой смысл лично вы в нее вкладываете?

— Там действительно очень много золота. Там есть золотодобывающая промышленность, есть  индийские золотые пластинки, целые слои золота под землей. Но золото Мьянмы – это не только реальное золото как металл, а еще и вся история страны, ее культура, которую сохранили люди, и она, благодаря этому, дошла до нас. Ее можно увидеть и даже потрогать. Там тысячи храмов. Даже в самом дальнем уголке можно найти монастырь, при котором, как правило, есть музей. Там находятся какие-то реликвии XII-XIII веков. Это законсервированные кусочки этой самой истории.

Многие люди сталкиваются с проблемой, что в Мьянму бывает трудно попасть. Нужно множество разрешений, справок, документов. Это может помешать им осуществить намерение, которое вы стремитесь у них вызвать.

— В некоторые регионы попасть сложно, а в некоторые — нет. Например, к знаменитым длинношеим женщинам из Падуанг, проживающим на территории Мьянмы, Таиланда, попасть труда не составит. По сути, это уже даже стало своеобразным туристическим шоу. А вот в штат Шан в Золотом треугольнике попасть очень тяжело. Это тоже один из самых малодоступных и малопосещаемых регионов. Наш гид рассказывал, что мы с женой были первыми иностранцами, которые побывали там за последний год.  И самое главное, что туда нужно разрешение получать. Если ты выезжаешь утром, твой гид идет в полицию, получает разрешение, штамп, и в шесть часов, например, ты должен вернуться. Там много интересностей разных, и народов много живет, но за световой день туда добраться просто невозможно.

Однако, думаю, через несколько лет это изменится, так как в прошлом году началась довольно активная демократизация страны.

А существует риск, что люди, которые могут туда приехать, испытают культурный шок от увиденного? Вы с этим не сталкивались?

— Тяжело сказать. Многие вещи я вижу через объектив камеры раньше, чем осознаю, что увидел. Потом только начинаю пытаться понять и анализировать.

Хотя, честно говоря, я не совсем понимаю, что такое культурный шок. Это когда в театр приходишь или в кино на «Аватара» и оказываешься повергнут в немое изумление от того, что увидел?

Так что, нет, вряд ли. Я же понимаю, куда я еду. Серьезно морально готовлюсь. Сижу, разбираюсь, читаю. У меня нет такого, чтобы резко захотелось, и мы сразу поехали. Нельзя не подготовиться. Так тяжело.

На фоне бамбукового водопровода, который изображен на нескольких фотографиях, некоторые предметы нашей цивилизации смотрятся просто роскошно. Неужели туда цивилизация никак не доходит?

— Страна очень разная. Совершенно. Там есть и мощные большие цивилизованные города. Например, Мандалай. Их много. Это туристические центры. Они находятся в центральной части Бирмы, и в свободном доступе для посещения туристами.

А есть другие районы. Они живут очень бедно, но они долгое время были закрыты от остального мира и не знают, что может быть иначе, что можно есть в Макдональдсе и пить Колу. Туристы, которые сорят деньгами направо и налево, туда тоже не дошли.

Наш гид, о котором я уже говорил, раньше работал в благотворительной организации. Он рассказывал, что у них была программа, в рамках которой они пытались научить местных жителей какие-то необходимые предметы делать самим. Правда, в туалет они так и не научились ходить. Им пытались объяснять, что надо делать туалеты, но идея как-то не прижилась. Единственное, что удалось привить в этом регионе — это некоторые способы хранения воды.

А в остальном это районы, практически нетронутые туризмом и цивилизацией.

У вас есть уже какие-то планы, касающиеся новых проектов?

— Да. Например, недавно я был в Брунее. Не знаю, правда, получится там проект или нет. Мне долго не хотели давать туда мини-визу.  Для съемок там нужна специальная виза. Там вулканы потрясающие, очень красивые места и люди.  Надеюсь, все получится.

А мы добавим, что увидеть «все золото Бирмы» можно на фотоработах Сергея Ковальчука в Областном музее изобразительных искусств. Выставка будет открыта до 26июля с 10:00 до 18:00.

Источник: