Сергей Безруков: «С Воронежем меня связывает есенинская тема!» (фоторепортаж)

Мы уже писали о том, что в нашем городе три дня гостил известный актер Сергей Безруков. В кинотеатре «Спартак» актер представил детский фильм «Реальная сказка», дал два спектакля, и съездил к новому музею Есенина, официальное открытие которого состоится уже в этом месяце.

После спектакля, чета Безруковых (а Сергей Витальевич приехал в наш город вместе с супругой – актрисой Ириной Безруковой) отправилась к памятнику Есенина возложить цветы. «Я вижу, что историю с памятником мы затеяли не зря. У памятника собирается народ, люди читают стихи… Это очень приятно!» — высказался Безруков уже 3 октября – в день рождения своего любимого поэта!

В день рождения поэта путь звездной четы лежал в Центр развития «Зеленая улица», где актеры встретились с учениками, ответили на их вопросы, и рассказали о секретах успеха. Испив по три кружки чая с любимым Безруковым овсяным печеньем, супруги отправились на улицу Карла Маркса, где должно было состояться открытие музея Есенину. Впрочем, у музея готов пока только фасад, отделочные работы еще ведутся (официальное открытие должно состояться в течение месяца). Но Безруков остался доволен увиденным, особенно ему понравился есенинский котелок над входом.

«Я рад, что у вас будет такой мощный солидный музей, — восхищался Безруков. — Хочу сказать, что ни один город, кроме села Константиново, где вырос поэт, не сможет похвастать таким музеем. Вроде бы Есенин и не был в Воронеже, но зато у вас будет уже второй музей! Все эти годы у вас был маленький музей Есенина на Донбасской. Автор этого самодеятельного музея — Егор Иванович Иванов — бесспорно, сподвижник. Но у него совсем немного экспонатов, имеющих прямое отношение к Есенину. Мы же добивались, чтобы был солидный центральный музей, с современным оборудованием, где можно посмотреть фильмы, почитать книги. Они будут существовать параллельно. Помещение для музея выделила мэрия, а мой друг – меценат Владимир Бубнов, вложил огромное количество денег на его отделку.

Мы надеемся, что официальное открытие состоится в этом месяце. Хотели сделать его 3 октября – в день рождения поэта – но немного не успели. Я со своей стороны очень постараюсь приехать, я уже и подарок приготовил. Какой – пока не скажу. Но даже если приехать не удастся, я найду способ передать свой подарок.

Кстати, Безруков привез одежду, в которой снимался в сериале «Есенин». «Я бы не назвал бы даром. Просто после съемок оставил себе на память пальто есенинское и его кепи. Но это на самом деле ведь не его вещи, просто реконструкция. Они стали близки сердцу, я в них прожил почти год! И вот эта одежда пригодилась. Тем более что в вашем музее планируют собрать отдельную выставку, посвященную актерам, игравшим поэта в разные годы: Олегу Меньшикову, Сергею Никоненко и многим другим. Денис Денников поставил спектакль в театре Образцова. Кстати, мой отец – Виталий Безруков, первым в 1969 году сыграл роль Есенина в кино. Это был фильм «Анна Снегина». Кстати, мне хотелось бы обратиться ко всем воронежцам: если у вас сохранились интересные издания стихотворений Есенина или предметы быта того времени, приносите их в музей! Давайте вместе сделаем его нашим, народным». ( Желающие могут обратиться по адресу: Воронеж, улица Платонова, 15, или позвонить по телефонам 255 90 38, 255 08 20).

Друг Безрукова — Владимир Бубнов поведал, что на официальное открытие в Воронеж привезут более 600 экспонатов из музея Есенина в селе Константиново, эти экспонаты уже застрахованы. Сам меценат, благодаря которому, собственно есенинский музей и был создан, нашел множество книг, начиная с 1914 года, где речь идет о великом поэте. «Когда мы откроем музей, начнем строительство кафе «Стойло Пегаса», площадка под него уже выделена. Это будет так называемое литературное кафе, где будут собираться любители поэзии, и читать стихи. Не только есенинские, но и свои!» Сергей Безруков пообещал, что непременно прочтет что-нибудь на открытии…

Актер посетовал, что сейчас мало информации идет о любимом поэте с телеэкранов. «Раньше, в день рождения Есенина показывали много передач о поэте, особенно по каналу «Культура». А сейчас даже сериал «Есенине» перестали повторять, поскольку там было задето много политических вопросов. В частности о версии гибели поэта. Я, как и большинство интеллигентных людей, интересующихся данной темой, считаю, что Есенин был убит. Даже в Питере на гостинице «Англетер» написано не «Здесь трагически оборвалась жизнь Сергея Есенина», а не «Здесь поэт покончил с собой». Аккуратненько так обошли тему… Лично мне обидно, что Есенин до сих пор официально считается самоубийцей. Мы столько бились с племянницей поэта Светланой Петровной Есениной, писали в прокуратуру, просили возобновить дело… Но генпрокуратура отказала не стала возобновлять дело по факту смерти поэта. Это политика! Пока команду сверху не дадут, никто эксгумацию делать не будет. Хоть мы головой о стену биться будем. Но и складывать руки нельзя…» Безруков поведал, что к сожалению, Светлана Петровна в прошлом году ушла из жизни, но он собирается продолжать ее дело и будет продолжать прославлять великого поэта.

«Вы бы видели, какая посещаемость у сайта Есенина! Сколько времени прошло, а интерес к нему все больше и больше. Надеюсь, что этому способствует и мое скромное участие – с помощью сериала и с помощью моего отношения к этому великому человеку, поклонники заражаются любовью к Есенину. Я был рад, что именно после сериала возрос интерес к Есенину. Я горжусь этим!»

После этого журналисты поинтересовались, как актер относится к тому, когда перепевают стихи Есенина. «Если не искажают слова, то отлично. Лишь бы пели! Я не сторонник осуждать, и не ревную, когда кто-то читает Есенина. Чем больше появится людей, которые будут читать или петь Есенина, тем лучше. У группы «Монгол Шуудан» есть замечательная песня — «Я люблю этот город вязевый». Я сам написал 9 песен на стихи Есенина и исполняю их в спектакле, на творческих вечерах. Но я всегда стараюсь брать не раскрученные произведения, не пользоваться уже написанными хитами. Типа «Не жалею, не зову, не плачу»… Пишу песни на те стихи, которые еще не пели!»

— Первое знакомство не помню, но в 5 лет я уже наизусть знал стихотворение «Белая береза под моим окном». Мне отец привил любовь к поэту. Он же сыграл в 23 года Есенина. А еще яркое впечатление было, когда отец привез меня в Константиново, и нас привели в запасники музея. Там мне показали коробочку, где хранились волосы Сергея Александровича, причем, нам позволили даже ее открыть! Я прикоснулся к его волосам: они такие мягкие-мягкие, и совершенно необыкновенного цветы — белые с золотистым переливом.

— Я знаю, что у вас очень много поклонников. Вы любите, когда вам дарят цветы? Многие мужчины не понимают этого?

— Мне любые подарки приятны, другое дело, что я не приветствую ажиотажа вокруг своей персоны. Вся моя деятельность направлена на то, чтобы заставить людей думать, читать. Поэтому я отказался от съемок в продолжении «Бригады», хочу нести в мир что-то вечное! Вот к примеру, я играл Иешуа Га-Ноцри в фильме «Мастер и Маргарита» по Булгакову. Причем, я играл не сына Божьего, а человека! Для меня было важно показать, каким должен быть человек с большой буквы. Мне рассказывали об одном симпатичном случае, когда маленькая девочка смотрела с мамой этот фильм, и в конце, когда Иешуа распинали, расплакалась. «Мне его жалко», — тыкала она пальчиком в экран! И понятно ведь, что девочка в вопросах религии она еще не разбирается. «У него глаза добрые!» — ответила она. Вот это самое главное! Мой герой был философом, умел лечить головную боль одним словом… Он обладал огромной силой, но никому ее не навязывал, не давил… Еще один важный момент в фильме – всепрощение. Это то, чему мы все с вами учимся. И не у всех, кстати, это получается. Я сам признаюсь – мне сложно прощать! Заставляю себя порой. А у этого человека получалось. Причем, он себя не заставлял, просто прощал. Хотя ему было больно. Моя задача была – показать эталон доброго человека.

А что касается любимого мною сериала «Есенин», то здесь мне важно было, чтобы мои поклонники – особенно совсем юные – с моей помощью обратили внимание на Есенина, захотели познакомиться с его творчеством. А что касается цветов, то все подаренные мне цветы я стараюсь возлагать памятникам.

— В Москве, или других городах, где есть памятники моему любимому поэту Есенину, я всегда стараюсь заехать возложить цветы. Потому что памятник без цветов выглядят нелепо! А недавно были в Киеве, там на стадионе «Старт» (в прошлом «Зенит») есть памятник футболистам, которые 9 августа 1942 года победили у немцев со счетом 5:3. Этот матч впоследствии назвали «матчем смерти». А я считаю, что это настоящая слава советскому спорту, наши ребята были героями! Мы сейчас-то не можем победить, а они победили в оккупации!

— А ваш герой – криминальный авторитет Саша Белый из «Бригады» — воровал цветы у памятника Чайковского…

— У него просто денег не было! А мой герой очень хотел подарить любимой цветы. Я думаю, что Петр Ильич Чайковский не обиделся в тот момент, тем более, что цветов у него там бывает предостаточно.

— Да, двухчасовая поэтическая постановка — рискованное по нашим временам предприятие. Но видели бы, как публика принимает этот спектакль! Я здесь ни при чем, режиссер и сценарист этого спектакля сам поэт, и только он. Все стихотворения, все реплики, что в нем звучат, принадлежат Сергею Есенину. Кстати, недавно был забавный случай, связанный с этим спектаклем. В этом году я давал его в Америке, в Whitman Hall-Brooklyn. Зал, рассчитанный на 3 тысячи мест, был забит до отказа. Понятное дело, что пришли эмигранты, хотя попадались и американские представители театральной школы. Те, кто знает русский, конечно.

Дело в том, что стихи Есенина зазвучали в Америке спустя 89 лет! Поэт был там в 1922 году. Тогда в нью-йоркском зале «Карнеги-Холл» проходили концерты Айседоры Дункан, а Есенина она выпускала, как русского поэта, мужа и продолжателя традиций Пушкина. Не понятно, что там американцы понимали, наверное, просто «считывали» энергетику. Хотя он себя порой вел вызывающе, свистел… Для него ведь американцы были капиталистами.

И вот на моем спектакле зал полон. Причем зрители — и молодежь и старички лет под 80. Вот вам и связь поколений! И в спектакле есть момент, когда якобы задают вопросы из зала. Один из них: «Как вам Америка?». И Есенин отвечает: «Америка? Да ну ее!» — «А Европа?» — «И ее туда же!». Так вот, когда в Нью-Йорке зазвучал этот вопрос, я вдруг понял: я же сейчас в Америке! В зале сидят наши, но они, в отличие от Есенина, любят эту страну. Да, они говорят по-русски, но они уже американцы. Мне надо что-то отвечать, и я начинаю судорожно вспоминать, что Есенин еще говорил про Америку. Для меня ведь принципиально, что в спектакле нет придумок, все фразы принадлежат только поэту. И я отвечаю: «Да большая Марьина Роща и больше ничего». Зал взрывается овациями, а я продолжаю: «У них че не спросишь, все «о’кей». И искусство, если оно дохода не приносит, оно на фиг никому не нужно. Если у нас сейчас держат курс на Америку, то я лично предпочитаю наше небо, серое! И наш пейзаж. Конечно, это не небоскребы, не эта баба с факелом — ладно б с рюмкой! Но зато вот это самое серое небо взрастило Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского!». Это все слова Есенина. Получилось, что я говорю все то же самое, что 90 лет назад. И самое интересное, что люди, которые давно уже считают себя американцам, воспринимали слова Есенина об Америке как истинные русские. Было удивительно, когда за автографом ко мне выстаивались 80-летние бабушки со слезами на глазах. Девочки-то понятно, но чтоб бабушки!

— Есенин в одноименном сериале у вас получился ну очень правдоподобным. Вы к роли как-то готовились? Может, ездили на родину поэта в село Константиново?

— Действительно, за день до съемок я поехал в Константиново, к племяннице Есенина Светлане Петровне. Мы поселились у нее дома, и она предложила мне отправиться на другой берег Оки. Светлана Петровна вспомнила, что мама рассказывала ей, как Есенин еще мальчишкой очень любил переплывать на тот берег, убегать в луга, ловить лещей… И вот ее сын переправил меня на лодке на тот берег со словами: «Иди, вдохновляйся!» Я был там совершенно один — ни одной живой души. И вот я бегал по этим лугам и орал стихи Есенина из цикла «Любовь хулигана». Это, кстати, мой любимый цикл — такие чувственные стихи, ни с чем не сравнимые. Да и вообще Есенина трудно с кем-то сравнить. Пушкин? Да, хорош. Но Пушкин был дворянин, а Есенин из крестьян, он как-то ближе… Так вот я весь день бегал по лугам и во все горло орал стихи… А наутро у меня был первый съемочный день… Эмоциями я тогда здорово напитался!

— Если завтра придется лететь на луну, какой фильм возьмете с собой?

— На Луну? Не хочу! Можно я еще на земле поживу? Ну если вопрос ребром, то наверное взял бы комедии Гайдая и Данелии. «Тихий Дон» Герасимова бы взял, «Они сражались за родину» Бондарчука… Я бы много чего взял бы, одной картиной не ограничился бы.

— Наверное, когда перестал стесняться выходить на сцену. А это было уже на курсе четвертом актерского факультета! До этого все время присутствовали мандраж и волнение. Если ты стеснительный от природы, то нужна большая сила воли, чтобы заставлять себя каждый раз выходить на сцену.

— А что читали при поступлении?

— Благодаря отцу я в том время увлекся «Колымскими рассказами» Варлама Шаламова. Это был 90-й год, тогда уже было обнародовано много материала по репрессиям… А Варлам Шаламов, это простите не Зощенко, и не Аверченко. Читать его на поступлении – несколько странно. Хотя я делал это драматически! Я поступал сразу в школу-студию МХАТ, и в Щукинское училище. Так вот добрые люди из комиссии Щуки мне сказали: «Не-е-ет, Шаламова не надо, давай лучше Зощенко «Аристократка». А во МХАТЕ наоборот решили послушать Шаламова. Я читал его рассказ «Васька Денисов – похититель свиней» из цикла «Колымские рассказы». Читал аж до спазма в горле! Сейчас этим удивить, и тем более испугать уже сложно. Но тогда, когда мне было 16 лет, это было что-то!

— Я думаю, верой в предлагаемые обстоятельства. Когда ты веришь, в то, что делаешь, когда в тебе присутствует вот этот детский наив, детское восприятие… Дети ведь не играют, они живут в это время! Не задумываясь, как при этом выглядят со стороны… Вот это, я думаю, самое главное.

— Сергей, можете сформулировать, что для вас счастье?

— Да? Костя молодец. Только он меня забыл предупредить, что я должен проводить вместо него родительские собрания. Я об этом не знал. Пока он в Великобритании, я за него поработаю, но когда в январе я поеду на съемки в Аргентину, пусть уж он поработает за меня! А если серьезно, мы с ним хорошие приятели. Пока он меня попросил провести занятия в школах Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Несмотря на ограниченное время, я постараюсь это сделать.

А что касается собственно актерской студии, главное – найти хороших педагогов. Это крайне важно в любом обучении. Если ты в своей жизни не забил ни одного мяча, как ты можешь этому учить? Когда тебя ученик не понимает, ты должен показать: «Смотри, вот так это делается». Можно хоть в тундре университет открыть, но кто обучать будет?

— Это правда, что вы с женой Ириной увлеклись космоэнергетикой? Я читала, что супруга научилась делать какой-то точечный массаж, что у вас в миг проходит голова…

— Ой, что вы, это все желтая пресса слухи распространила. Просто мы с Иришей путешествовали по Индии, и интересовались святыми местами, учениями, этими странными людьми… Страну надо познавать изнутри, а не из окон автобуса. Все это было из чистого интереса! Индия вообще потрясающая страна! К примеру, когда вы едете по Дели — а там движение такое, что автобусы друг от друга в сантиметре проезжают — вы практически нос к носу сталкиваетесь с индусами, которые едут в другом автобусе. И все прилипают к окну, разглядывают друг друга. Для них белый человек, а особенно светловолосая белая девушка, это Бог! Они белых людей приглашают на свадьбы, как символ удачи. Причем, ничего делать не надо, человека зовут, чтобы он просто поприсутствовал, кормят, поят. Так что всем блондинкам рекомендую. Индусы в парке к нам с Иришей подбегали сфотографироваться, как мы с индейцами в перьях. С нами впервые фотографировались не как с актерами, а как просто с белыми людьми.