Семья

Случается, у матери-врача дочка поступает в медицинский, сын шофера все свободное время проводит за баранкой автомобиля или младший брат идет по стопам старшего в военные. Но чтобы все члены одной семьи были художниками — редкость большая. Неудивительно поэтому, что семью Юрия и Елены критики и друзья называют уникальной.

Они познакомились подростками. Юрий и Елена учились вместе в минской художественной школе. Общий язык нашли быстро, пусть Юра и был старше Лены на год. Похожие интересы, одинаковые взгляды на жизнь… Они даже поступали на один факультет — архитектурный. Только Юре не повезло с черчением. И на следующий год он стал студентом Белорусской академии искусств. Сразу учился на отделении моделирования и тканей, а затем перевелся на живопись. А вскоре и Елена, превратившаяся из школьной подружки в любимую жену, увлеклась искусством. Около 20 лет рука об руку они трудились в хореографическом ансамбле “Хорошки”, создавая для него сценические костюмы.

— Сколько мы сделали эскизов! Если собрать все вместе, получится немаленькая книга. Только ведь раньше ни сканера не знали, ни фотоаппарата. Как их было сохранить? А ведь в Юриных костюмах ходила почти вся Беларусь.

Елена сейчас преподает в колледже искусств имени Ахремчика, продолжает писать. Юрий работает доцентом кафедры костюмов и текстиля в Белорусской академии искусств, занимается живописью, по-прежнему моделирует костюмы, а еще находит время ездить на конференции и в экспедиции, писать научные статьи. Он один из самых известных в Беларуси исследователей белорусского национального костюма. Более того, около 30 лет Пискун занимается иконографией.

— Я как-то спросила у него: Юра, зачем тебе это надо? — вспоминает Елена Юрьева. — А он мне: “Ты не представляешь! Это же настоящий детектив”.

У таких талантливых людей, как Юрий и Елена, и дети родились с творческой искоркой. С девочками никто специально не занимался, но все стали художниками.

— А у нас выбора другого не было, — улыбается Соня, средняя дочка. — Нам давали в детстве краски, чтобы родителям не мешали. И мы сидели, рисовали…

— Помнится, старшей Оле тогда года два было, — вспоминает Елена. — Мы жили в маленькой комнате. Чем сильно займешь ребенка? Я дала краски, баночку с водой, кисточку, бумагу. Положила все на столик, а на дочурку надела болоньевый плащ и резиновые сапоги, чтобы не испачкалась, пока я занималась делами. Подруга, зашедшая тогда в гости, до сих пор не может вспоминать эту картину без улыбки.

— А детям не надо помогать, они отлично все видят сами. Их надо просто хвалить, тогда у детей вырастают крылья, — считает Елена.

Все три дочки закончили колледж искусств имени Ахремчика. Старшая Оля училась на отделении станковой живописи Белорусской академии искусств. Сейчас она в декретном отпуске, воспитывает двух прекрасных малышей. На творчество времени не хватает. Но художница все же оставляет иногда детей у бабушки и убегает в мастерскую к сестре Соне — “потворить” и отдохнуть. Вместе с детьми появилось у Оли и новое увлечение — кулинария.

— Наверное, она сейчас бы и кафе даже открыла, — говорит Соня. — Постоянно звонит, делится новыми рецептами. А ведь готовка — это тоже своего рода искусство.

Софья окончила отделение графики, целый год стажировалась в Германии и сейчас работает в мастерских Савицкого. Девушка любит путешествовать. В этом году она уже побывала в Берлине на конгрессе по графике, только что вернулась из лагеря в Туапсе, где работала художником-оформителем, сейчас собирается в Чехию. Соня любит писать с натуры, работать с мелкими деталями и большими офортами. Тяжело представить девушку, травящую металл. Но офорт — любимый вид графики Сони. У нее и дипломная была — четыре огромных офорта. Она с папой даже корыто специальное сделала, чтобы их можно было “потравить”. Графика не единственное увлечение Сони. На “Беларусьфильме” она сняла мультфильм “Каляды”. А сейчас мечтает выпустить книжку с собственными сказками и рисунками.

— В отличие от старших дочек — более романтичных, спокойных, как и мы с мужем, Валечка у нас более жесткий и смелый художник, который не боится экспериментировать, — говорит Елена Юрьева.

Коллекции одежды Валентины Пискун экстравагантные и образные. Они пользуются успехом и на фестивале “Мельница моды”, и на конкурсе “Белая амфора”. В доме Пискунов костюмами Вали забиты шкафы. Правда, одеть их удается редко.

— Они настолько эпатажные, что просто так их и не оденешь. Если только на Новый год или театрализованную вечеринку, — комментирует творчество сестры Соня.

Не сосчитать, сколько уже работ в творческой копилке семьи Пискунов. Здесь и графика, и живопись, и костюмы… Работы Юрия Пискуна и его жены сегодня находятся в коллекциях Беларуси, России, Италии, Германии, Болгарии, Швеции, США, Испании. Художниками интересуются, приглашают на выставки — одних и с детьми.

— Интересная семейная выставка была у нас лет восемь назад в Нарвском замке, — рассказывает Елена Юрьева. — Наша экспозиция разместилась на четырех этажах башни. На открытии выставки выступил мэр города. Он очень трепетно относится к семье, детям, поэтому даже речь говорил со слезами на глазах. Было приятно.

— Чем хорошо, когда все в семье художники? — рассуждает Соня. — Здесь с пониманием относятся к твоему творчеству, всегда с легкостью отпускают поработать.