Сегодня все, что осталось от старинного Архангельска – лишь пожелтевшие карточки, сделанные настоящими передвижниками своего времени — МК в Архангельс…

Известно, что первые фотозаведения в Архангельске начали действовать еще в конце 50-х годов XIX века. К числу признанных мастеров, работавших в Архангельске в конце XIX – начале XX веков, можно отнести Я.И. Лейцингера, М.Т. Сорокина, И.Ю. Соберга, А.А. Поплавского и ряд других фотографов.

Труд фотографа в те годы считался высококвалифицированным и хорошо оплачивался. Стоимость фотографий была довольно высока. Например, фотография размером 9×12 см стоила почти как чайная серебряная ложка. В фотографическом процессе широко применялись соли золота, платины, редких металлов. В тонировании использовались цианиды и урановые растворители, ртутные компоненты. Все это свободно продавалось в аптеках и фотографических магазинах. Фотографические товары были в основном импортного производства.

Архангельское фотографическое общество (АФО) было открыто в Архангельске в доме, который сейчас называется Марфиным (Домом пропаганды памятников истории и культуры при Архангельском областном отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры). Возглавил Общество городской голова Яков Иванович Лейцингер.

Сведения о провинциальных фотографических обществах не исчерпывающие, так как учета их на общероссийском уровне не велось. Еще в 1890 году журнал «Фотографический вестник» по этому поводу писал: «По России, вероятно, рассеяны более или менее большие кружки фотографов, сходящихся по временам, чтобы побеседовать о светописи. Мы слыхали о существовании подобных кружков в Кронштадте и Дерпте. Весьма желательно обращение подобных кружков в узаконенные общества».

10 мая 1909 года в Архангельске в здании городской Думы состоялось собрание учредителей АФО. Инициатором создания Общества был профессиональный фотограф, страстный любитель фотографии, участник и призер многих фотовыставок и конкурсов. А.А. Поплавский. А работа над учредительными документами началась еще в 1908 году. Окончательно они были подготовлены и переданы на рассмотрение в Архангельское Губернское по делам об обществах Присутствие в начале 1909 года, и 14 апреля 1909 года губернатор И.В. Сосновский утвердил определение о внесении АФО в реестр общественных объединений.

В первые годы Общество насчитывало около 50 человек. Например, в 1915 году в АФО состояло два почетных, один пожизненный и 46 действительных членов. Была основана библиотека. Читались доклады и лекции по фотопечати для широкого круга слушателей.

Положительный резонанс в губернии вызвали акция Общества в Архангельском госпитале во время Первой мировой войны – съемка портретов раненых для открыток с бесплатной раздачей, а так же совместное с Архангельским Обществом изучения Русского Севера (АОИРС) издание фототипических открыток с северной тематикой и участие в выставке 1910 года «Русский Север» в Архангельске, на которой экспонировалось более 600 фотографий.

В фондах Государственного архива Архангельской области (ГААО) сохранился уникальный документ, называемый «Устав Архангельского фотографического общества». На деле это отчет за проделанную в 1914–1915 годах фотографами работу.

Как видно из отчета, деятельность Архангельского фотографического общества в 1915 году, как и в прошлые годы, была направлена к возможно широкому развитию теоретических и практических знаний по фотографии среди членов Общества и к возможно широкому общению с другими фотографическими обществами. «Но имея очень малые материальные средства, и, поэтому, не обладая собственным постоянным помещением, как общение членов общества, так выполнение выше намеченных целей, оставались почти целиком в области пожеланий», – писали в отчете.

Члены Архангельского фотографического общества собрали свою специальную библиотеку. На 1 января 1916 года в библиотеке АФО состояло на учете 112 томов различных сочинений и руководств по фотографии, 50 томов журналов, 61 альбом фотографий и открыток, а также 83 каталога газет. Это все составило 306 томов полезной литературы.

Библиотека общества получала и периодические издания: «Вестник фотографии», «Фотографические новости», «Фотографический листок», «Русский фотографический вестник». Фотографами И.А. Третьяковым и А.А. Быковым были подарены подшивки журнала «Фотограф-любитель» за 1908 и 1909 года.

Одним из самых ценных приобретений библиотеки Архангельского фотографического общества в 1915 году стала коллекция из 210 открыток с видами и типами Русского Севера. Коллекция была пожертвована все теми же Третьяковым и Быковым. Восемнадцать членов Общества имели билеты на право получения книг из библиотеки, по которым было выдано в течение 1915 года 48 томов различных руководств и журналов.

Библиотека размещалась в квартире заведующего ею П.Н. Рыбникова и была открыта еженедельно по средам с 8 до 9 часов вечера.

Одним из главных видов деятельности АФО являлись организация выставок и проведение конкурсов. Свою первую фотовыставку АФО провело в октябре 1910 года в фойе городского театра. Вторая выставка АФО состоялась в апреле–мае 1913 года в помещении Технического училища Императора Петра I, посетили ее 450 человек. В Архангельске также прошли всероссийские выставки в 1910 и 1913 годах, в которых принимали участие архангельские фотографы.

Одной из наиболееярких и значимых стала выставка «Русский Север», открывшаяся в Архангельском Гостином дворе 11 августа 1910 года. Она была организована Архангельским обществом изучения Русского Севера. Многие члены АФО были действительными членами и этого Общества (например, П.Г. Минейко и Я.Ю. Соберг). Кроме фотографий профессионалов, на выставке были представлены гравюры, живопись, географические и исторические карты, образцы хвойных пород деревьев, чучела птиц и животных.

На общем собрании АФО 17 апреля 1914 года член Правления А.С. Лабенский предложил организовать между обществами российских любителей светописи периодические передвижные выставки работ членов этих обществ, обрисовав большую их пользу.

Предложение это было в непродолжительное время проработано, а на общем собрании 27 августа 1914 года утверждены правила и одобрен текст пригласительного циркулярного письма. Письма были разосланы 14 обществам. Почин АФО поддержали Русское фотографическое общество в Москве, фотокружок в Кимрах, фотообщества Одессы и Воронежа. Была составлена первая передвижная выставка. Сорок три фотографа – почти все члены Архангельского фотографического Общества – представили каждый более шести экспонатов для выставки. В конце апреля ценный груз был отправлен в Москву. Пройдя весь маршрут по указанным городам, выставка возвратилась в Архангельск.

Эти выставки носили просветительский характер, позволяли узнать творчество фотографов других регионов. Например, откликнувшееся на предложение архангелогородцев Воронежское фотографическое Общество немедленно составило свою передвижную экспозицию. Выставка была получена в Архангельске 25 октября. В нейприняли участие 15 членов Общества с более чем шестью десятками экспонатов. Особой комиссией из членов Архангельского фотографического общества работы были тщательно изучены, о них составлены отзывы. Совместная выставка воронежских и архангельских фотографов была открыта в здании Ломоносовской гимназии. Затем экспонаты воронежцев отправились в Москву, а работы архангельских любителей светописи по особой просьбе Забайкальского фотографического Общества – в Читу. Посетившие эти выставки учащиеся, преподаватели и простые горожане выказали большой интерес и пожелания и впредь устраивать такие выставки, даже за плату.

Видя успех начатого дела и его жизнеспособность, при деятельном участии и сочувствии любителей и профессионалов опять были разосланы циркулярные пригласительные письма с приложением измененных согласно практике правил двадцати двум фотографическим обществам.

Переоценить значения выставок, организованных активистами АФО, сложно. Во-первых, это обмен опытом. Во-вторых, фотография – важнейшее средство визуальной коммуникации. В отличие от письменного текста, фотография является универсальным средством общения – понять ее может практически каждый.

Во время Первой мировой войны фотографы испытывали те же трудности, что и все жители страны. Кого-то призвали на фронт, кто-то перестал заниматься любимым делом, потому что реактивы и аппаратура сильно подорожали.

После окончании боевых действий единственным выходом из создавшегося положения стало создание фотокооператива для обеспечения членов АФО всем необходимым. Создан он был в 1919 году по инициативе Поплавского. О деятельности этой организации известно крайне мало, а по документам 1920-х годов она среди кооперативов не значится вообще. В советское время все частные фотоателье и фотостудии были переданы государству.

Вероятно, последней для АФО стала выставка Русского фотографического общества, состоявшаяся в 1922 году в Москве. Работы архангельских фотографов были высоко оценены.

1922 год историками негласно принято считать последним годом деятельности Архангельского фотографического общества.

Всегда интересно рассматривать фотографии, запечатлевшие не только людей, но и отдельные здания, панорамы города, а также важные исторические события. На фотографиях сохранился облик старого Архангельска. Сегодня мы можем видеть город таким, каким его видели наши предки столетие назад. За минувшее время город изменился до неузнаваемости. Большинство зданий теперь уже не существует. К сожалению, исчез особый колорит, который был свойственен только Архангельску. Огромная заслуга фотографов начала XX века в том, что они создали изобразительную летопись своего города. 

Источник: