Самое интересное — в рулонах, а не в выставочных залах. Картинам в художественном музее становится слишком тесно

Сотрудники говорят — в здании почти не осталось места, чтобы показывать картины. Посетители видят лишь малую часть экспонатов. Львиная доля хранится в запасниках. Чтобы хоть где-то разместить коллекции, под хранилища переоборудуют выставочные залы

главный хранитель Харьковского художественного музея

Вот эта работа тридцатых годов, художник Васильев. До девяностых годов, когда у нас еще существовала постоянная экспозиция современного искусства, эта работа, например, находилась в постоянной экспозиции

Главный хранитель художественного музея проводит мини-экскурсию для журналистов там, где обычно не бывает посетителей. Это — одно из хранилищ. Основанный два века назад, худмузей сейчас может похвастаться более чем двадцатью тысячами экспонатов. Иконы, живопись, графика, скульптуры… Львиная доля хранится в запасниках. В музее говорят: места катастрофически не хватает.

главный хранитель Харьковского художественного музея

Вы видите, что практически каждая сетка — она уже заполнена снизу доверху. Есть, конечно, сетки, где есть еще места и какие-то небольшие картины можно разместить, а так уже, в принципе, хранилище укомплектовано, так скажем

Часть картин стоит на полу. На профессиональном языке музейщиков это называется «хранить в штабелях». Так обычно сберегают картины, которые недавно сняли со стен выставочных залов и еще не успели развесить на сетках.

главный хранитель Харьковского художественного музея

Здесь есть очень важный момент: нельзя поставить маленькую картину между большими, иначе у нас произойдет разрыв холста. Поэтому картиночки ставятся таким образом, чтобы рамочка на рамочку ставилась, видите, — в таком порядке

Так же хранят и большие картины в тяжелых рамах. В одной из комнат еще сохранились металлические планки на стенах. На них развешивали полотна. До середины девяностых это был выставочный зал — отдел современного искусства. Из-за нехватки площадей его пришлось превратить в запасник. Теперь здесь в специальных валах хранятся холсты больших размеров.

Почти сто лет назад вместо хранилища в этом зале был зимний сад, а в комнате рядом — столовая. До сих пор здесь сохранился камин. Это был особняк харьковского купца-пивовара Ивана Игнатищева. Здание в центре Харькова проектировал Бекетов. От купеческой роскоши в доме осталась мраморная лестница и росписи на стенах. Музейщики говорят: почтенный возраст особняка дает о себе знать. В помещении рушится фасад и течет крыша.

А это влечет за собой такие серьезные последствия, как несоблюдение температурно-влажностного режима — влага проникает в помещения. Здесь, когда сорвало металл, тут тоже, в общем-то, угроза того, что дождь может проникнуть в экспозиционные залы

Коллекция музея постоянно пополняется, несмотря на то, что государство денег на покупку картин не дает. Только в этом году прибавилось больше сотни экпонатов. Полотна дарят сами художники, их родственники и коллекционеры. Но лишь малая часть экспонатов доступна для зрителей. Причина все та же — нехватка места.

Чтобы полотна не приедались посетителям, картины периодически меняют. Например, на месте, где еще год назад висела картина Ивана Шишкина, теперь — работа российского художника 19 века Григория Мясоедова.

Сотрудники музея говорят: рано или поздно им придется превратить в запасник еще один зал, а тогда показать посетителям смогут еще меньше картин. Чтобы было, где хранить полотна, музею нужно большее здание. Хранители мечтают о новом помещении, построенном специально под музей. Чиновники вместо нового здания готовы предложить музейщикам несколько старых.

О каком именно здании идет речь, власть имущие не говорят. Прежде чем перевезти туда картины, помещение нужно будет обустроить. Музейщики уверяют, что справятся, если чиновники помогут не только со стенами, но и с финансированием.

Ваше мнение:

Источник: http://www.objectiv.tv