С видом на Нероновский храм

 Самарскую живописную школу всегда отличало умение художников работать на пленэре и передавать свои впечатления от общения с природой. Традиция коллективных пленэров восходит еще к началу ХХ века, когда художник и предприниматель Константин Головкин на своем автомобиле вместе со своими товарищами выезжал на работу в наиболее живописные места края.

В последние годы, с тех пор, как правление регионального отделения Союза художников возглавил Иван Мельников, художники вернулись к традиции коллективных пленэров. На них живописцы, как правило, работают одержимо, с самого раннего утра, создают множество этюдов, некоторые из которых становятся законченными произведениями, а некоторые – исходным материалом для будущих работ. Часть своих работ они дарят местным краеведческим музеям.

 Пример самарских художников не единичен. Чебоксарские живописцы тоже проводят групповые пленэры в городах, входящих в «Золотое кольцо». Но там они отправляются в творческое путешествие (а также покупают холсты, краски и кисти) за свой счет. В Самарской же области художникам не приходится думать ни о том, на какие средства купить все, необходимое для работы (в этом помог грант), ни о ночлеге, ни и о питании во время творческой командировки (и то, и другое обеспечивает принимающая сторона).

В нынешнем году проходят четыре пленэра. Первый прошел в мае в Красном Яре. В нем участвовали десять художников, в основном молодых, но уже имеющих достаточный опыт. Кроме самарских были живописцы из Чебоксар, Санкт-Петербурга, Саратова и Смоленска. Руководителем творческой группы здесь был мастер прикладного искусства Алексей Князев. Места в этом старинном селе и вокруг него красивые. На полотна художников попали и местный храм, и исторические заградительные валы, и река Сок с ее живописными берегами, и другие местные достопримечательности.

 В конце июля другая группа художников вернулась из Сергиевского района, где они работали на пленэрах в течение десяти дней. Здесь творческой группой руководил Николай Кикин. Единственный из всей группы, он уже участвовал в подобной творческой акции. Для остальных она была первой. Поначалу молодые художники «хлебнули романтики» — они жили прямо в поле в палатках, еду готовили на кострах. Потом, правда, из-за дождей пришлось перебраться в пансионат. Как рассказал Иван Мельников, который участвовал в открытии выставки в Сергиевском краеведческом музее по итогам пленэра, все художники остались очень довольны этой творческой командировкой. Впрочем, и местные жители проявляли большой интерес к живописцам и их работам. Художники много общались с местными жителями, подружились с ними, писали их портреты. Участниками пленэра были и два сергиевских художника, для которых это была хорошая школа мастерства. «Пленэр — это не только живое общение с природой, это своего рода мастер-классы, — говорит Иван Мельников. — Любой желающий мог подойти к художнику, встать рядом с этюдником и наблюдать за работой».

 Следующий пленэр начнется 8 августа в Исаклах. Здесь руководителем группы будет именитый самарский живописец (более всего известный своими мифологическими работами на славянскую тему) Евгений Штыров. Участвовать в этом пленэре будут и две питерские художницы – мать и дочь, и ту, и другую зовут Ольга Черкидова.

Четвертый, заключительный в нынешнем году, пленэр пройдет в селе Красные Ключи Похвистневского района. В нем примут участие пять художников, которые будут жить в течение недели в церковном приюте при местном храме.

 В будущем же году Иван Мельников предполагает организовать конкурс участников пленэров и поощрить его победителей.

 А в сентябре нынешнего года самарские художники примут участие еще в одной, уже ставшей традиционной, акции — «Портрет ветерана», которая пройдет в Новокуйбышевске.

— Плюс коллективных пленэров в том, что на них идет взаимообогащение художников. Это своего рода творческое соревнование, обмен опытом. И это даже видно по холстам участников пленэра, в их творческой манере появляется что-то новое. Когда художник работает сам по себе, ему сложнее развиваться. При этом творческая свобода художника на пленэре никак не ограничивается. Он пишет то, что ему нравится, и так, как считает нужным.

  — Коллективные пленэры — это и общение единомышленников, и учеба, и творческая атмосфера, и здоровый дух соревнования. Мне кажется, огромное значение имеет и то, что люди с помощью коллективных пленэров чувствуют свою востребованность. Перед живописцем, как и перед любым другим творческим человеком, стоят не только художественные, но и социальные задачи. Рано или поздно он задается вопросом: «Кому нужно то, что я делаю?» А здесь его работа на виду. Местные жители могут подойти, поинтересоваться его творчеством. Все им приятно увидеть свой родной край в этюдах художников. Кроме того, пленэр помогает художнику выработать собственный художественный язык.