С кем был бог в годы ВОВ? (Часть V)

Ещё один миф рассказывает о переполненных храмах в годы войны, в частности, в блокадном Ленинграде. Мол, народ потянулся в храм молиться и врага, наконец-то, остановили… Много такой религиозной чуши написали в связи с 65-лением полного освобождения от Блокады в 2009 году.

Служба в Никольском соборе блокадного Ленинграда

Действительно факт – служба в храмах Ленинграда, по пожеланию советского правительства, производилась. Другое дело, что вовсе не все ринулись молиться. Например, службы в кафедральном Николо-Богоявленском (Никольский) соборе совершались дважды в день. По воспоминаниям ветерана Т.И. Тихомировой: «В Никольский собор я начала ходить с января 1942 года… Служил митрополит Алексий Симанский и с ним протодьякон Маслов. Как сейчас помню: на руках у последнего перчатки с обрезанными пальцами. Потому что очень холодно, собор большой и не отапливается. И в нём стоит человек двадцать». Потом, правда, когда надежды выжить у ленинградцев уменьшались, стало ходить больше народу.

Конечно, в условиях жестокой блокады многие стали верить в Бога и языческие чудеса «на всякий случай, а вдруг сработает». Однако для советского правительства наличие работающих храмов было лишь фактом, пропагандистским ходом, подбадривающим ленинградцев, показывающим, что город жив. Были ещё и другие культурные мероприятия: концерты, оперы, театры, спектакли, выставки, где посещаемость была на порядки больше, чем в храмах. Всё это должно было отвлечь ленинградцев от голода и лишений. Об этом апологеты «переполненных храмах» скромно умалчивают.

Культурные мероприятия блокадного Ленинграда

Справедливости ради надо сказать, что из 50 священников, живших в Ленинграде, около 20 умерло от голода. Все они читали молитвы за победу над нацистами. Выжившие были награждены правительством медалями «За оборону Ленинграда».

Вопреки пропаганде о якобы неповоротливости коммунистического режима в действительности коммунистический строй был очень гибким и эффективным, ведь он защищал себя и своих граждан от агрессии. В короткие сроки в ходе войны советская политика как внутренняя, так и внешняя была принципиально пересмотрена. Ни о какой «мировой революции» в стиле Троцкого никто уже не заикался.

Т.н. «возвращение» к православию, было лишь одним шагом в цепи новой политики. Вся эта политика противоречивая и иногда не логичная, велась ради благих целей. Начали вспоминать о героическом прошлом до 1917 года. Ещё до войны стали восстанавливаться некоторые забытые царские звания в вооружённых силах — вновь появились генералы и даже маршалы. Логическим завершением этого стало введение погон в 1943 году, стилизованных под русские царские (правда, не было соответствия между ними, т.к. некоторые звания так и не были восстановлены). Также до войны были сняты патриотические фильмы о русской истории: Петр Первый (две серии, 1937-1939 гг.), Александр Невский (1938 г.), Суворов (1940 г.). Снимать кино о героях прошлого продолжили и после начала войны и после победы. В ходе войны летом 1942 года появились ордена Суворова, Кутузова, А.Невского, в 1943 году Б.Хмельницкого, а в 1944 году ордена Ушакова и Нахимова. В августе 1943 года создаются суворовские военные училища. В 1943 году состоялись операции названные: «Кутузов», «Полководец Румянцев», а в 1944 году «Багратион». В 1943 году впервые появилась традиция солютования в честь крупной победы. Сталин указал, что при царях в честь выигранного крупного сражения в церквях звонили все колокола, и он предложил сделать подобное — солютовать пушками.

Первейшим шагом после начала войны советского правительства было добиться признания статуса жертвы агрессии фашистов от Англии и США, а после получить материальную помощь. Фактически пришлось кланяться перед капиталистами. Мог ли об этом раньше предположить Сталин? Теперь вождь вёл «сердечную» переписку с главами капиталистических стран — Черчиллем и Рузвельтом, причём, первый был заклятым врагом коммунизма. Пришлось, ради новых «друзей», заморозить якшания с коммунистами в капиталистических странах. Коммунистический Интернационал был распущен по инициативе Сталина в 1943 году.

Чтобы опровергнуть миф об исключительности «возвращения» к православию, покажем пример ещё одного «шага назад» от довоенной внутренней политики. Как известно, фашисты по-разному относились к народам СССР – евреев поголовно уничтожали, а малочисленные народы исторически враждебно относящимся к славянам временно поддерживали. Сталинскому же правительству выгодно было заявлять, что страна едина и немцы ко всем народам относятся одинаково плохо.

Вообще-то Нуждин заврался в своём обращении, ибо РПЦ собрала деньги только на одну танковую колонну «Дмитрий Донской» и одну целую авиаэскадрилью и отдельные самолёты (перелопатив кучу источников никаких более «православных» танков и самолётов найти не удалось, вот так у нас переписывают историю). Чувствуете разницу?

7 марта 1944 года в торжественной обстановке митрополит Коломенский и Крутицкий Николай (Ярушевич) передал танковую колонну – 40 танков Т-34 войскам – 516-му (огнемётному) и 38-му отдельным танковым полкам. Были вручены также и личные подарки: офицерам – часы с гравировкой, солдатам – складные ножи. [2] Это была первая официальная встреча представителя духовенства Русской Православной Церкви с бойцами и командирами Красной Армии. Митрополит обозвал немецких солдат — «сатанистами» и «врагами культуры».

В начале 1944 г. на собранные Армянской Апостольской Церковью (не имеющей ничего общего с РПЦ) сформирована танковая колонна им. «св. Давида Сасунского». Никаких упоминаний о судьбе этих танков в военных источниках не прослеживается.

Средства на их постройку самолётов «Александр Невский» (взято из форума) священнослужители и верующие собирали в период 1942-1945 гг. Соответственно, машины передавались в разное время в разные части. И машины, соответственно, были разных типов. Но почти все имели отличительный знак — надпись «Александр Невский». Так, на средства священника из Ижевска построено две «именных» машины – «Александр Невский» и «Дмитрий Донской», на средства прихожан Саратова — 6 самолетов «Александр Невский». В Новосибирске священнослужители и прихожане собрали средства на авиаэскадрилью «За Родину». В частности, самолеты, построенные на средства РПЦ поступили в 324-ю ИАД.

Один самолёт был построен на средства, собранные в советских баптистских общинах — это был санитарный самолет «Милосердный самаритянин» для вывоза в тыл тяжелораненых солдат.

Стоит только удивляться, как же это вся Русская Православная церковь на советской территории, а также частью с оккупированной, собрала так мало средств? Всего сорок танков и не более двух десятков самолётов.

Вообще собирать ценности первыми начали советские власти через партию, комсомол, пионерские организации. Если сравнивать то, что собрали неверующие, то вклад РПЦ будет ничтожным.

Движение стало массовым: на фронте появились танковые колонны и эскадрильи самолётов, собранные «на пожертвования», с названиями «Кузнецкий металлург», «Воронежский колхозник», «Московский колхозник» (колонна танков КВ-1С), «Советский Казахстан», [2] «Лембиту» (колонна танков Т-34, собранная на пожертвования эстонцев), [4] «Советский старатель» (колонна самоходок СУ-85), «Советский полярник» (колонна танков Т-34-85, собранная на средства работников Главсевморпути по инициативе Папанина), «Калининский партизан» (танковая колонна, реально созданная на деньги партизан) и др.

Даже советские художники-карикатуристы – знаменитая троица «Кукрыниксы» (Куприянов, Крылов, Соколов), став лауреатами государственной премий СССР и объединившись с поэтами Тихоновым, Маршаком, Михалковым и Гусевым, тоже лауреатами, отдали полученные деньги на постройку тяжёлого танка КВ-1. [5] То есть деньги за премию для 7 человек хватило для постройки только одного танка, правда, тяжёлого, дорогого.

Всего же, на добровольную финансовую помощь было построено 2565 самолётов, несколько тысяч танков и много другой техники, [6] хотя танки и самолёты были наиболее популярными.

Вообще «движение пожертвований» было несколько сомнительным, т.к. не очень ясно, что делалось с ценностями, ведь заводы, ресурсы, ж/д дороги были государственными. Собранные материальные ценности в СССР в военное время мало чего стоили. Возможно, золото продавалось за границу.

Хотя по Интернету гуляют упорные слухи от некого Евграфа Каленьевича Дулумана (советский священник, отрекшийся от веры, доктор философских наук, кандидат богословия), что с каждых 100 рублей, собранных православной церковью, на войну отправлен только 1 рубль. [7] То есть остальное РПЦ себе прикарманила.

Правда ли это? Проверить сложновато, обычно жизнь знаменитых людей обрастает множеством мифов, и разобраться очень сложно, где правда, а где ложь. Тем не менее, многочисленные факты и воспоминания ветеранов помогают разоблачить ложь Нуждина.

Дело в том, что во время войны проявились особенности психики большинства людей – желание получить гарантии, пусть даже и нереальные, что ты выживишь, дойдёшь до Берлина. Раньше, при царской армии, попы обещали рай в случае смерти в бою. Такой страх при отсутствии попов в Красной Армии практически вылился в увлечение талисманами и различные суевериями. То есть даже если и предположить, что кто-то носил крестик, это вовсе не значит, что он верил в Бога, посещал церковь, знал молитвы. Он просто надёялся, что крестик чудесным образом может изменить траекторию снаряда или пули.

Вообще самые суеверные солдаты – это лётчики. У этих суеверия и талисманы были всякие: и более-менее общие для своего рода войск, и различные по подразделениям.

«Вот так я лежал, отвинчивая кубики с петлиц, чтобы, если попаду в плен, меня приняли за солдата и меньше издевались, и думал: «Господи, спаси меня! Если это произойдёт, я всегда буду верить в Тебя». Так и произошло. И по сей день верю. Хотя в моём представлении, бог – высший космический разум». [4] Прямо как симоновский герой!

Конечно, надо сказать, что малая часть солдат действительно стала искренне верить в Бога. Однако, странно, что Алексий II не упомянул другие вероисповедания, страна-то наша многонациональная, Бог у всех разный.

Таким образом, говорить о каком-либо «религиозном пробуждении всей армии» с православным уклоном просто бессовестно.

[10] – Auron, Yair. The Banality Of Denial: Israel And The Armenian Genocide. Transaction Publishers: 2004.