«С Абзгильдиным ушла целая эпоха»

В КАРТИНАХ ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА С НАМИ ОСТАЮТСЯ СИЛА ДУХА, ЯСНОСТЬ И ВЕРНОСТЬ ТВОРЧЕСТВУ

Печальная новость пришла вчера — не стало художника Абрека Абзгильдина. Он был не только самобытным живописцем, но и многие годы, причем годы непростые,  возглавлял союз художников РТ. Чем запомнится он татарстанцам? Об этом вспоминала корреспондент «БИЗНЕС Online».

Абрек Абзгильдин родился в Башкирии, но учиться приехал в Казань. Окончил казанское художественное училище им. Фешина и московский государственный академический художественный институт им. Сурикова, учился в мастерской монументальной живописи профессора Клавдии Тутеволь . С конца 1970-х жил и работал в Казани, много лет был председателем союза художников РТ. Его работы находятся в крупнейших музеях, галереях и частных собраниях России и зарубежья. За серию портретов удостоен государственной премии РТ им. Тукая, награжден серебряной медалью академии художеств РФ.

На репродукции одной из своих работ, где изображен Рудольф Нуриев , автор написал свое кредо: человек рожден для свободы и жизни, для свободы духа, для свободы в искусстве. Здесь он совпал с героем этой своей работы — замершем в своем знаменитом прыжке «с зависанием» великим танцовщиком, который часто появляется на полотнах Абзгильдина. «Летающий татарин», очевидно, вдохновлял художника именно силой духа и тем, что всегда, в самых неблагоприятных для него обстоятельствах, оставался свободным и верным себе. А полет Нуриева в трактовке Абзгильдина — символ той самой свободы, к которой он так стремился. Не случайно репродукция картины «Посвящение Рудольфу Нуриеву» предлагалась иногда публике на память о вернисажах Абзгильдина.

Все эти годы Абзгильдин оставался верен себе — его раннее увлечение мозаикой привело к тому, что в его работах присутствовала коллажность, они, как мозаика, складывались из самых разных частей, иногда представляясь хаотичными, но это только на первый взгляд. Этот кажущийся хаос тщательно был продуман, и фабула каждой работы выстраивалась почти с математической точностью. Кстати, на выставках Абзгильдина сразу было видно, как грамотно выстроена экспозиция — вещь для наших галерей далеко не частая. Для него не было мелочей.

Работа в монументальном жанре так же отозвалась в более поздний период творчества преобладанием больших полотен, густо населенных персонажами. Ясность линейно-ритмических композиций, плавность мягко закругленных, красиво читающихся силуэтов, гармония колорита, иногда приглушенного, построенного на созвучии сближенных тонов, иногда звонкого, контрастного, яркого, просветленность образов, свидетельствующая об ориентации на наследие искусства Ренессанса, — так определяли творческий почерк художника искусствоведы.

Источник: