Русское народное. Время не властно над традиционными промыслами | КУЛЬТУРА — Аргументы и Факты Северо-Запад

Как бы быстро мир ни шёл в технологичное будущее, есть ценности и символы, которые всегда будут отличать Россию от других стран. Загадочная русская душа, великая литература, музыка и наше знаменитое народное искусство — та самая хохлома, гжель, жостовские подносы и многое другое

Всё это можно увидеть на открывающейся 14 декабря XI выставке-ярмарке «ЛАДЬЯ. Зимняя сказка-2011» в павильоне «Форум» ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР». Выставка продлится до 18 декабря. На ней вы сможете увидеть народные художественные промыслы из 62 регионов РФ, 10 стран СНГ. А чтобы вам легче было ориентироваться, мы подробнее остановимся на самых интересных отечественных символах.

«Россия» — какое хорошее слово. И «роса», и «сила», и синее что-то» — так писал о Родине С. Есенин. Эти же слова приходят на ум, когда смотришь на гжельский фарфор. Впрочем, не только удивительное соединение белого и синего цветов делает эту посуду, игрушки, скульптурки уникальными. Неповторима сама технология росписи. Художник через кальку, вручную, путём припудривания порошком тонко измельчённого древесного угля наносит на полуфабрикат разметку рисунка, затем вручную расписывает. Краска на кисть набирается особым способом — только с одной стороны кисти. Иначе мазки будут разной глубины и прозрачности. Есть легенда, что секретом этого производства владели буквально единицы. Мастера, опасаясь конкуренции, строго хранили тайну. Хозяин завода даже специально нанял немого мастера, чтобы тот не мог выдать информацию на сторону. Но хитрые крестьяне подпоили мастера, и тот раскрыл им весь процесс производства.

Как отличить настоящую гжель от подделки?

«Нужно вглядеться в сам рисунок. Настоящая гжель отличается аккуратностью нанесения рисунка, — поясняет Татьяна СИВОВА, зам. главного художника ЗАО «Гжельский фарфоровый завод». — Мазок должен плавно переходить от тёмно-синего к светлому. Настоящая гжель содержит в себе множество деталей, всё тщательно и аккуратно прописано, недопустимо, чтобы поверхность была шероховатая. Цвет кобальта должен быть ярким и насыщенным».

Матушка-матрёшка

Японцы утверждают, что эту яркую русскую игрушку изобрели… они. Историки готовы с этим спорить, но один факт неоспорим — матрёшке не более 150 лет и прообразом её действительно является японский божок. Но, во-первых, его делали не из дерева, а во-вторых, он был… мужчиной. Так что нынешняя матрёшка — это наше, исконно русское. Хохломские мастера в такие разговоры даже не вступают. Просто ещё и ещё раз выводят глаза, румянят щёки, раскрашивают платьица красавице. Всё точно так же, как много-много лет назад, когда промысел зародился в Нижегородской области и получил своё название от крупного торгового села Хохлома, куда в XVII в. на торги свозились все деревянные изделия. Затем промысел расширялся, захватывая всё больше сёл и деревень. Впрочем, начиналось всё совсем не с матрёшки. Местные мастера из иконописных мастерских изготавливали посуду для царского стола, а значит, самую красивую, удобную, безопасную и, как бы сейчас сказали, экологичную. Она таковой и осталась до сегодняшнего дня. Этой яркой посудой можно любоваться, но можно из неё и есть, и пить! «Ни революции, ни войны, ни жестокая конкурентная борьба на мировых рынках, ни вал подделок не могут пошатнуть исключительную популярность хохломы — просто потому, что она — выражение нашей русской души, природы, всего того, что отличает нас от других», — рассказывает Николай КОРОТКОВ, председатель совета директоров ЗАО «Хохломская роспись».

Как отличить настоящую хохлому от подделки?

Подлинное изделие имеет гладкую и ровную поверхность без вкраплений песка и пыли и должно быть тёплым на ощупь. На дне изделия вы, во-первых, должны увидеть фирменную этикетку, во-вторых, гладкую, прокрашенную ровным слоем и качественно покрытую лаком поверхность. Все надписи должны быть сделаны типографским способом. На этикетке ничего не должно быть написано от руки! Предприятие не раз проводило экспертизу контрафакта, и выяснялось, что подделку покрывают… ядовитым паркетным лаком.

Серебряная красота…

…и здоровье. С заботой о нём на заводе «Северная чернь» придумали освежители для воды. Ведь издревле известно, что серебро обеззараживает воду, придаёт ей дополнительные полезные качества и вкусовые свой-

Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 г. В XVIII в. черневое искусство достигло наибольшего расцвета — ювелирные украшения, предметы домашнего обихода, подарочные наборы были популярны и в России, и далеко за её пределами. В период революции и после неё уникальная технология чернения чуть не погибла. Выжила она благодаря единственному мастеру — Михаилу Чиркову, который не предал дело и сформировал вокруг себя новую плеяду талантливых художников. Говорят, англичане не раз пытались выманить секрет чернения серебра, но он до сих пор — строжайшая тайна.

Как отличить настоящую чернь от подделки?

«Отличительной особенностью великоустюгского черневого серебра является чёткий рисунок тонкого растительного орнамента. На всех этапах создания изделия используется ручной труд — гравировка, чернение, золочение», — рассказывает Людмила БОБЫЛЁВА, заслуженный художник России, художник ЗАО «Северная чернь».

Не повторяется такое никогда!

За 185 лет жизни промысла жостово лакированных подносов с цветочной росписью изготовлены миллионы, но нет среди них и двух одинаковых. Они все разные — на чёрном, белом или цветном фоне, на кованой или штампованной форме, маленькие для рюмочек и большие, украшающие дома, дворцы. Каждый жостовский художник, работая в общей манере, всегда сохраняет абсолютную свободу и не повторяет не только чужой, но даже свой поднос, что удивительно, ведь мотив один — цветочный букет. А о том, что жостовский поднос сжился в единое целое с образами русской природы, быта, культуры, говорит хотя бы тот факт, что он герой многих картин русских живописцев — к примеру, Петра Кончаловского (картина «Натюрморт. Красный поднос и рябина»).

В последние годы худсовет оценивает не только подносы, но и другие изделия, на которые нанесена традиционная жостовская роспись. Например, шкатулки из папье-маше, с которых когда-то начиналась цветочная роспись братьев Вишняковых, основателей промысла. Есть и коллекционные наборы новогодних ёлочных шаров, они размещены в шкатулках, которые расписаны тем же художником и в том же стиле, что и шары.

«Обратите внимание прежде всего на край подноса — он должен быть идеально гладким, без зазубрин, затем на обратную сторону — насколько аккуратно произведена закатка борта подноса, — советует Наталия ЛОГВИНОВА, гендиректор ООО «Жостовская фабрика декоративной росписи». — Лак должен быть светлым, лежать тонким слоем — всегда видно, когда лак накладывался много раз: поднос выглядит «стеклянным», а это плохо. Фабричные изделия снабжены сертификатом, на обратной стороне подноса нанесены штамп и наш товарный знак — кисточка и цветок».

Источник: http://www.sz.aif.ru