«Роман одного гардероба» в музее Карнавале

С 17 октября 2013 года по 16 марта 2014 года в музее Карнавале проходит выставка под названием « Роман одного гардероба ». Эта выставка организована Музеем костюма моды Парижа или, как говорят организаторы, выездная выставка Пале Галлира (Palais Galliera) . Полное название выставки – «Роман одного гардероба, шик одной парижанки от Прекрасной эпохи до 30-х годов» (Roman d’une garde-robe, le chic d’une parisienne de la Belle Epoque aux années 30).

Выставка представляет собой реальный гардероб реального человека. Это Алис Аллом (Alice Alleaume) первая (главная) продавщица (с 1912 по 1923) магазина Мадлен Черут (Madeleine Cheruit) и, как бы сейчас сказали, ведущий стилист женской одежды той эпохи, эпохи, когда женщин одевали женщины, а не мужчины, как это происходит теперь.

На выставке представлено более 400 экспонатов из «личного шкафа» Алис Аллом, как сказано в каталоге выставки. Это платья, корсеты, меха и –может быть, самое интересное – записные книжки, которые содержат много любопытного: имена и размеры, вкусы и предпочтения 662 клиенток Алис Аллом, которые побывали в магазине, расположенном на Вандомской площади.

Понятие «готовое платье» тогда уже существовало, однако далеко не в таких промышленных масштабах, как сейчас. Сам термин «prêt-à-porter» появился в 1947 году, а утвердился ещё лет через десять. Фактически вся одежда (кроме одежды форменной) в те времена изготавливалась индивидуально. Следовательно, в магазинах, и на Вандомской площади в том числе, были представлены не просто платья, а скорее модели, которые следовало приспособить к вкусам и требованиям конкретной клиентки, как в плане деталей (украшений и пр.), так и в плане размеров.

Все переговоры с клиентками сохранились в записях, переданных наследниками гардероба Алис Аллом в музей. В 1917 году её Величество королева Виктория Испанская (Виктория Евгения Баттенберг) заказала у Алис Аллом два платья. По её просьбе их следовало чуть-чуть изменить, увеличить декольте и смягчить нежелательный эффект юбки. Размер груди королевы составлял 96 сантиметров, талия – 73 сантиметра, общая длина платья от плеча до пола составила 162 сантиметра. В рабочих блокнотах Алис Алом есть и другие данные о других клиентках, а попросту – сплети того времени: принцесса Брольи купила точно такое же платье, как и герцогиня де Грамон, а герцогиня д’Арион (постоянная клиентка) в 1917 году купила сразу 25 платьев на суму в 24 550 франков.

Так получается, не просто выставка платьев, а целый роман целой эпохи, связанный с гардеробом. Некоторые записи этого «романа» на вставке можно прослушать.

Отдельная часть выставки «Роман одного гардероба» рассказывает о роли продавщицы того периода. Её роль, а в особенности роль продавщицы самого лучшего в Париже модного магазина была чрезвычайно велика. На стенде представлена статья из газеты «Фигаро» той эпохи, в которой об этой роли говорится подробно и с большим восхищением. Продавщицу сравнивают с дипломатом, который «обладает огромным запасом эвфемизмов и в совершенстве владеет искусством убеждения».

Тот факт, что Алис Аллом была женой банкира (свадебное фото 1910 года и подвенечное платье представлены на выставке) ставил её на одну ступень с клиентками и делал фактически гораздо больше, чем просто продавщицей, – советником, модельером, поскольку она принадлежала к тому же самому кругу, к которому принадлежали они.

Впечатляет не только список знаменитостей того времени, но и некоторые почти циничные замечания в их адрес: «Не увеличивать декольте на спине. У этой дамы слишком худые лопатки» или совсем как в анекдоте «В данном случае талию следует сделать расплывчатой».

В гардеробе интересно и его разнообразие – от бального платья до пижамы. В 1923 году Алис Аллом оставила магазин и полностью отдалась светской жизни Парижа.

Прежде чем стать Музеем костюма и моды Пале Галлира (Palais Galliera ) использовался по-разному. Он строился по воле герцогини де Галлира для её коллекции произведений искусства, которые она намеревалась передать французскому государству с тем условием, чтобы её коллекция была выставлена в специальном здании для всеобщего обозрения. В документе также отмечалось, что герцогиня будет иметь право жить в своём дворце до своей кончины.

Ошибка нотариуса при составлении документа сделала ситуации очень сложной. Вместе того, чтобынаписать, что коллекция передается государству, он написал, что она передается городской мэрии (Ville de Paris). Из-за этой ошибки очень многие проекты герцогини не были осуществлены. В первую очередь иной стала судьба коллекции герцогини де Галлира, которая направилась в Геную (Palazzo Rosso). Герцогиня приняла такое решение 7 октября 1884 года. Тому было несколько причин. Первая – безуспешные попытки переделать дарственную. Одна из причин – неблагоприятный политический климат того времени. Вторая причина – ошибка при планировании дворца, предназначенного для еёколлекции. Это застопорило работы над его строительством. К тому же со стороны газет, наряду с похвалами в адрес щедрости герцогини, постоянно раздавались упреки в том строящееся здание слишком маленькое, что он плохо приспособлено для экспозиции.

Всё это вместе взятое привело к тому, что после окончания строительства (27 февраля 1894) 19 декабря 1895 года Пале Галлира открылся как музей Промышленного искусства (musée d’Art Industriel). По тем временам это было очень смело и ново. Многие даже не подозревали, что такое искусство может вообще существовать. В этом статусе музей просуществовал довольно долго.

С 1954 года в здании начали проводить ежегодные выставки по общей теме «Художники свидетели своего времени». Так среди художников, выставлявшихся во дворце Галлира, появились имена Утрилло, Руо, Матисса, Шагала, Бюффе, Пикассо и многих других.

Затем последовали тематические выставки: «Человек в городе» (1954), «Хлеб и вино» (1965), «Жизнь вещей» (1974), которые пользовались очень большим успехом. Кроме этого Пале Галлира использовался и как зал для продажи с аукциона предметов искусства, причем предметов очень большой ценности и очень престижных.

В 1971 году в Пале Галлира переезжает Музей костюма, который некоторое время скитался по Парижу из-за того, что в его помещении обвалилась крыша. В результате музей Карнавале, которому и принадлежал Пале Галлира (Palais Galliera) выделил его для Музея костюма.

В 1977 году Музей костюма переименовывается в Музей костюма и моды и окончательно утверждается в Пале Галлира. Таким образом, Пале Галлира вошел в число 14 музеев, которые объединены под общим руководством музея Карнавале.

В 2002 годумузей Галлира получает статус «Музей Франции», а в этом 2013 году он был официально переименован из музея во «Дворец Галлира» – Пале Галлира.

Источник: