Родные коренные

Норильск и Дудинка отметили Международный день коренных малочисленных народов мира.

Этностойбище на Набережной площади в Дудинке Чем удивлять будем? В нашем городе по инициативе «Заполярной правды» и семейно–родовой общины «Ня танса» («Нганасанская семья») в канун праздника впервые собрали представителей аборигенных народов, живущих в Большом Норильске. Так сложилось, что в прошлые годы лидера для объединения коренных на нашей территории не нашлось, а недавно избранный председатель Ассоциации коренных малочисленных народов НПР Любовь Столыпина живет в Дудинке. Мы встречаемся с ней на праздниках в этностойбище, которое устраивают летом в окрестностях столицы Таймыра, но там редко увидишь посланцев из Норильска. Вот и решили с деятельным председателем правления «Ня танса» Валерией Савран–Болговой, которая переехала в наши края, попробовать устроить праздник в Музее истории НПР. Да здравствуют коренные! Понятно, что для успеха дела всегда важны единомышленники. Музейщики нашу идею поняли и поддержали. Честно сказать, мы очень волновались, поддержат ли сами коренные, которые в Норильске весьма разрознены. Любовь Столыпина сообщила нам, что в НПР проживают около 300 семей представителей основных этносов — долганы, нганасаны, ненцы, эвенки, энцы, многим она отправила сообщения о встрече в музее.На доброе дело нас благословил и епископ Норильский и Туруханский Агафангел, который часто бывает в пастырских, миссионерских поездках по Таймыру. Владыка и сам в числе почетных гостей пришел на праздник, который, надеемся, стал началом для подлинного объединения коренных на норильской земле. Владыка Агафангел, Сергей и Зинаида Веселовские (слева) и Анна Бетту

Среди взрослых в нарядных национальных одеждах особенно порадовали разрезвившиеся дети. Наверное, этот праздник в первую очередь задуман для них, оторванных от своих корней. Вот долганин пятиклас-сник Коля Бетту год как из Хатанги, приехал в далекий Норильск с родителями. В Норильске ему интересно учиться в 29–й школе, где школьникам на занятиях «по окружающему миру» и о народах Таймыра рассказывают. Правда, он скучает по деревянным домам, деревьям и просторам Хатанги, где отец научил его рыбачить и прочим премудростям тундрового жителя. Во взрослой жизни он собирается стать военным летчиком, но непременно жить в тундре. А что, Арктика–то будет развиваться, найдется и место для аэродрома… А пока любознательный Коля с друзьями в ярких нарядах, сшитых заботливой бабушкой–рукодельницей Анной Ивановной Бетту, осваивает музейные просторы. На просторах музея Здесь к празднику устроили экскурсию, представив уникальную этнографическую коллекцию, которая постоянно пополняется. Моя коллега из «Заполярного вестника» Лариса Федишина пожимает плечами: «Разве этим удивишь коренных?» Оказывается, еще как удивишь! Они сами признают, что в их домах мало что осталось от предков — так хоть в музее посмотреть. Валерия Савран с самым юным гостем – ненцем Ромой Бесценной стала музейная выставка фотографий нашего ушедшего коллеги по «Заполярной правде» Николая Плеханова, который много лет снимал народы тундры. Посланцы коренных то и дело узнавали на снимках 1960–1980–х годов своих родных и знакомых. Оказывается, знаменитый оленевод Борис Елагирь, колоритный фотопортрет которого украсил недавний выпуск «Заполярки», по–прежнему живет и здравствует в тундре, мы через родных передали ему этот номер газеты.Праздничное угощение у коренных народов Севера — святое. Но даже мы, организаторы, не ожидали такого подарка от семейно–родовой общины КМНС «Агапа», руководитель которой Зинаида Васильевна Веселовская трудится с мужем Сергеем Теодозиевичем в Норильске. Столы были уставлены лучшими северными блюдами от «Агапы» и «Ня танса» — сугудай, рыба разных видов, оленина, морошка… Значит, дела у предприимчивых коренных идут неплохо. Хозяева из «Агапы», как и многочисленные гости, с удовольствием познакомились и с выставкой книг о жизни коренных народов из коллекции «Заполярной правды» и библиотеки Музея истории НПР. И мы договорились, что обязательно будем продолжать общаться и делиться культурной информацией. Выставка книг о Таймыре Наши деятельные музейщики к празднику устроили и выставку графики знаменитого нганасанского художника Мотюмяку Турдагина, ее особенно оценили съехавшиеся в музей «норильские» нганасаны. Мы понимали, что этот праздник — лишь начало нового, поворот в налаживании контактов между коренными на территории. И к этому необходимо привлечь хорошие силы — из властных структур, культуры, образования…Наше общение было столь теплым, что расставаться не хотелось, и в финале мы создали импровизированный хоровод дружбы, благо принесли с собой записи выступлений знаменитого ансамбля из Салехарда «Сыра–Сэв», который не раз выступал в Норильске и Дудинке. Получилось, что так мы и с Ямалом объединились, где тоже праздновали Международный день коренных народов мира. Тепло Таймыра В столицу Таймыра на праздник мы примчались с норильскими артистами — ансамблем русской песни «Раздолье» и вокальной студией ГЦК «Войсез». Их в Дудинке любят и всегда радуются встрече. Погода не подкачала, и торжество на Набережной площади вдохновляло на интересное общение в год 85-летия Таймыра. Уже много лет мы проходим с представителями коренных народов красивым шествием от Таймырского Дома народного творчества к главной сцене Дудинки. Нынче огонек от зажженного «Огня дружбы» пяти коренных этносов в специальной лампаде передали в далекий поселок Сындасско, который в этом году признали лучшим на Таймыре. Премия — около двух миллионов рублей — пойдет на дальнейшее его развитие. Работы Евгения Поротова Тимофей – будущий охотник В этностойбище на площади, среди чумов, знакомимся с посланницей из Сындасско — долганкой Прасковьей Константиновной Киргизовой, она воспитывает ребят в школе–интернате. Именно ей на сцене торжественно передали частичку «Огня дружбы». Она рада за родной поселок, считает, что премию поселок получил заслуженно — «там жители, культурные и доброжелательные, стараются поддерживать достойный порядок». Она сама воспитывает троих детей, недавно из своей хатангской тундры летали в отпуск — были в Анапе и Красноярске. Шестилетний Тимофей, который красуется в национальной парке, украшенной целой вставкой значков о Севере, — ее внучатый племянник. Мальчик ловко демонстрирует деревянный ножичек, который ему сделал дядя, и уверено заявляет: «Буду охотником!» На праздник принесли и ее годовалую внучку Алевтину. Заметно, что в последние годы дети и молодежь уже не стесняются носить одежду своих предков. Старики этому очень радуются. В этом году на празднике даже устроили дефиле колясок в национальном стиле, парад детской национальной моды.Прасковья Киргизова, любуясь представлением на сцене, все же вздыхает:– Хорошо, что в Дудинке не забывают о наших корнях, но все же душа болит за тундру. Проблемы–то остаются: как советская власть распалась, так и оленеводство пришло в упадок. Люди зарабатывают рыбалкой, но последнее время из–за плохой экологии все больше болеет рыба, стаями валяется на берегу. На собраниях, съездах говорят много слов, но сегодня сказали — завтра забыли. Вот в Сындасско, который в устье Хатангского залива, остаются большие проблемы с пресной водой, люди сами везут ее издалека на тракторах, «Буранах». Словом, тяжело все же местные в тундре живут, надо им больше помогать!Среди праздничных чумов, где кипит жизнь, — здесь угощают чаем, проводят мастер–классы, развлекают национальными играми, — замечаю редкую выставку, посвященную участию коренных в Великой Отечественной войне. Долганка Таисия Ивановна Панова, участковый терапевт и член общественной палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края, уже много лет собирает материалы о героях–тундровиках. Она делится с нами:– Сначала коренных на войну не брали, но они добровольно шли на фронт разведчиками, пулеметчиками, снайперами. Наши мужчины считали, что несправедливо им отсиживаться в тундре со своими ружьями, а надо защищать Родину вместе со всем советским народом. Многие из тундровиков дошли до Берлина. А женщины ловили для защитников рыбу, шили меховые бокари, рукавицы. Кому они были нужны? Да вот однажды к таймырцам в Санкт–Петербурге подошли бравые мужчины и поблагодарили за вклад в победу, рассказав, что на подводных лодках изделия мастериц очень ценили, как и в полярной авиации, особенно меховые парки согревали летчиков. В каждом поселке есть памятник нашим героям, мы нашли более 200 имен защитников, немногие из них вернулись, пропали без вести, усложняет поиски то, что многие коренные не говорили по–русски…В этом году заканчивается объявленное ООН второе десятилетие в честь коренных малочисленных народов мира, и празднование этого года посвящалось обеспечению здоровья коренных. Мы поинтересовались у долганского эскулапа Таисии Пановой, которая последние годы, после хатангской тундры, работает в Дудинке: как дела со здоровьем аборигенов? Человек явно объективный, она подытожила:– Здоровье становится хуже,и связано это с питанием. Те, кто живет в тундре, — здоровее городских, там и рыба, и оленина, но и эти традиционные продукты становятся качеством хуже, явно нарушена экология на Таймыре. Скоро в Дудинке состоится съезд коренных народов, надеюсь, что делегаты от Таймыра там будут честно обозначать проблемы. И пусть простые люди не боятся высказать свои мнения и пожелания. Нет, страха у нас нет, но есть безнадежность, что старые проблемы не решаются десятилетиями. Вроде и строительство в поселках ведется, но местные говорят, что эти модульные дома в тундре, где постоянно пурги, не эффективны. Самое главное, чтобы коренные народы сохранили самоуважение, самодостаточность, желание самим справляться с проблемами. От всей души желаю нашим людям стойкости и дружбы, как и народам всей России. А чтобы в тундре жить достойно, необходимо сохранить неприкосновенность территории, на которой живут коренные. Местные сейчас приезжают в город в поисках работы, а в тундре мало чем можно заработать. И на лечение, конечно, приезжают. Помогает взаимопомощь, этого у коренных не отнимешь. Молодежь из коренных тоже сидит за компьютерами, стараемся увлечь родной культурой. И праздник нам в этом очень помогает.В одном из чумов встречаемся с Сидором Сергеевичем Чуприным, председателем Таймырской ассоциации коренных малочисленных народов, он душу вложил в праздник вместе со своими помощниками из Таймырского Дома народного творчества, Городского центра народного творчества. Сидор Сергеевич поделился, что давно уже живет в городе, но как каждый северянин душой все же тянется к чистоте и самобытности родной тундры. Большие надежды он возлагает на грядущий в сентябре съезд Таймырской ассоциации. В Дудинке также соберутся земляки из Туруханска, Эвенкии, чтобы провести III съезд Региональной ассоциации общественных объединений КМНС Красноярского края. Сидор Чуприн, как и его коллеги, считает, что эти мероприятия станут хорошей площадкой для подведения итогов и обсуждения проблем, чтобы найти реальные пути их решения, особенно в деле помощи жителям отдаленных поселков. Он уверен, что многое можно решить сообща, добиваясь отстаивания прав на законодательном уровне. И, конечно, необходимо продолжать диалог с промышленными компаниями, добиваясь соблюдения ими прав и интересов коренных малочисленных народов Севера.А в воскресный день, после субботнего торжества, мы сочли своим долгом поклониться на дудинском погосте могилам выдающихся почетных людей Таймыра — долганской поэтессы Огдо Аксеновой, ненецкой журналистки и писательницы Любови Ненянг, нганасанского художника Мотюмяку Турдагина. Мы стареемся быть здесь после каждого национального праздника, берем с собой хлеб, чтобы покормить чаек, которые, как души ушедших, все кружат и кружат в таймырском небе…И еще было важно в честь праздника коренных навестить знаменитых таймырцев — семью Налтановых. Любовь Егоровна — родная сестра Огдо, знатный культработник–красночумовка, а ее Никита Евдокимович — признанный народный мастер, изделия которого хранятся и в Музее истории НПР. Сейчас семья находится в Комплексном центре социального обслуживания в Дудинке, и было неловко от того, что этих достойных людей в праздник никто, кроме нашей крошечной делегации, так и не навестил… Ирина ДАНИЛЕНКОФото автора

« Предыдущая статья №125 « » Следующая статья №125 » [ Индекс номера 125 (13.08.2015) ]

Источник: