Римзиль Валеев: Что остается от человека, кроме улиц и пароходов?

БЫВШИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТАТАРСТАНА РАШИД МУСИН В ПРЕДСТАВЛЕНИИ НЫНЕШНЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Судьба каждого человека, восхождение хана или царя на трон – всегда легенда, часто с трагическим уклоном, поэтому это не менее, а более увлекательно, чем детективные сериалы. Просто так, случайно никто на олимп не поднимается. И спуск с вершины каждого предводителя не менее драматичен. Журналист и общественный деятель Римзиль Валеев в своей статье, написанной специально для газеты «БИЗНЕС Online», делится своими воспоминаниями о бывшем первом секретаре Татарского обкома КПСС Рашиде Мусине, имя которого носит одна из улиц Казани.

Проезжая по казанским улицам, я всегда готовлюсь ответить на вопрос юных попутчиков о людях, чьим именем названа проезжая часть с домами и дворами. Да и любому человеку не вредно знать, кто это был и что сделал на белом свете для народа и любимой отчизны. Или хотя бы для города. Для эрудиции, чтобы оправдать звание казанца, да и вообще…

«Кто такой Рашид Мусин?» – этот вопрос часто напрашивается на улице Ямашева или Чистопольской, откуда сворачиваешь на Мусина. Есть одноименная остановка транспорта. В течение дня слово «Мусин» повторяется сотни раз. А может, тысячи. Неподалеку – мечеть Болгар, к которой человек и улица Мусина непричастны. Партийный государственный деятель Рашид Мусинович Мусин был первым секретарем Татарского обкома КПСС и умер на этом посту в 1982 году. О деяниях и заслугах, истории возвышения Мусина и о его стиле правления почти ничего неизвестно. Даже поисковики Yandex и Google мало что покажут, разве что портрет с партбилета и никаких легенд и иллюзий.

А ведь судьба каждого человека, восхождение хана или царя на трон – всегда легенда, часто с трагическим уклоном, поэтому это не менее, а более увекательно, чем детективные сериалы. Просто так, случайно никто на олимп не поднимается. И спуск с вершины каждого предводителя не менее драматичен.

Вовсе не случайно классические спектали в театре (начиная с древнегреческого), как правило, основаны на  заговорах, предательствах и коллизиях борьбы за трон, испытаниях на честность и преданность. Об этом я подумал на премьере балета Резеды Ахияровой «Золотая Орда», где экспрессивная, нежная музыка сочетается с сильной хореографией и острым сюжетом, напрямую связанным с исторической правдой раннего средневековья. Этим спектаклем театр оперы и балета им. Джалиля выполнил долг искусства Татарстана перед республикой и народом. В постсоветскую эпоху должно было появиться произведение великого масштаба, охватывающее века и судьбы многих народов, раскрывающее величие народа и подлинную историю страны. И оно, наконец, появилось! Поволжье, Урал для России не провинция какая-то, а такой же глубокий родник судеб, как Днепр, Киев, Нева и Петербург. А может, даже в большей степени…

Балет стал достойным ответом пасквильному фильму «Орда». Спектакль не мелочится до мелкого бытописания. Страсти и схватки при участии ханов, царей, полководцев и их нечестных соратников-помощников и как разновидность королевских и императорских интриг присущи произведениям мировой классики. И нам они, получается, не чужды.

Источник: