Реставраторы восстановили древнюю рукопись Архимеда

В Балтиморе в Музее искусств Уолтерса после десятой по счету реставрации выставлен для обозрения уникальный экспонат – старейший из известных экземпляр произведений древнегреческого математического гения Архимеда.

Выставка «Утраченный и обретенный: Секреты Архимеда» рассказывает о 1000-летней истории текста и работе десятков ученых, которые обнаружили изучали рукопись и нашли кое-что интересное. Уникальность экземпляра в том, что выставляться он будет только до конца текущего года, а после будет возвращен анонимному владельцу и скорее всего будет утрачен для общественного доступа на годы.

«Это шанс для общества, чтобы увидеть Архимеда во всей красе», – заявил Уилл Ноэль, руководитель проекта и куратор музея в отделе рукописей и редких книг.

Рукопись была продана за 2 миллиона долларов на аукционе в 1998 году, ее владелец не известен, но интересно, что документ содержит некоторые из наиболее известных теорий Архимеда.

«Люди были настроены скептически, что мы найдем что-нибудь еще. Но мы нашли. Она была в весьма плохом состоянии. Попала она в наш музей 12 лет назад, и все это время над ней работали высочайшие специалисты – не только реставраторы, но и математики, физики и инженеры”, – рассказал Ноэль, передает FoxNews.

Ученые полагают, что в начале X века неизвестный писец скопировал текст из оригинального греческого свитка Архимеда, а еще 200 лет спустя другой писец скопировал его еще раз переписал текст, соскребя предыдущий.

«Все благодаря Йоханнесу Миронасу, тот самый писец, чье имя в рентгеновских лучах было обнаружено на первой страницу рукописи, написал и молитвенник. И если бы его не было, рукопись бы не сохранилась”, – добавил Ноэл.

После этого этот молитвенник пропал и нашелся только в 1844 году — в коллекции Константинопольского монастыря, а в 1906 году Йохан Людвиг Хейберг признан текст как неизвестные работы Архимеда и создал новое издание его произведений. После этого рукопись вновь исчезла, и лишь через десятилетия всплыла во Франции, где текст был залит клеем, что по словам специалистов, представило большие проблемы для реставраторов.

По словам работников музея, процесс восстановления рукописи был очень медленным – в течение только 4 лет специалисты разбирали книгу на части. Еще много лет понадобилось, для того, чтобы очистить страницы пергамента от клея.