Репортаж с выставки Tele Radio Broadcast Expo 2001

На прошлой неделе в Москве в выставочном центре «Гостиный двор» прошла одна из крупнейших ежегодных выставок в области индустрии теле и радио вещания — TRBE (Tele Radio Broadcast Expo). На этот раз она стала пятой по счету, юбилейной.

Казалось бы, что общего между интернет-сайтом компьютерной тематики и выставкой телевизионного оборудования?

Еще несколько лет назад компьютерам с их относительно невысокой надежностью и склонностью к «зависаниям» не было места среди профессионального аудио или видеооборудования, где безотказность является одним из важнейших критериев. Однако прогресс не стоит на месте и сейчас современное телевидение и радиовещание уже невозможно представить без разнообразной компьютерной техники. Конечно, ЭВМ не избавились от всех присущих им органических недостатков, но, тем не менее, сегодня они стали неотъемлемой частью вещательной индустрии и именно поэтому эта выставка заслуживает обзора на страницах сайта www.ixbt.com .

Cейчас компьютеры широко применяются для создания титров (знакогенераторы) и вывода статичных изображений (системы Still Store) в прямом эфире. Они используются для формирования логотипа телеканала и служат в такой специфической роли, как телесуфлеры (системы показа дикторского текста). Высокая производительность современных компьютеров позволяет использовать их не только в качестве вспомогательных устройств обеспечения эфира, но и непосредственно для воспроизведения видеосигнала. Все большее распространение получают дисковые рекордеры и вещательные серверы, призванные заменить капризные прецизионные видеомагнитофоны и способные круглосуточно выдавать сигнал самого высокого качества. Переход к дисковым носителям является важной вехой и позволяет создавать сложные высокоавтоматизированные комплексы для решения целого ряда задач телевизионного вещания. В области радио такой перелом уже произошел и сегодня автоматизированные системы распространены достаточно широко.

Еще одной очень важной отраслью телевизионного производства был и остается монтаж. Здесь компьютерные NLE-системы традиционно занимают очень прочные позиции. Эта динамично развивающаяся отрасль, появившаяся на стыке компьютерных и видеотехнологий, каждый год делает огромный шаг вперед и, фактически, к каждому крупному мировому форуму появляется целая гамма новых продуктов для нелинейного видеомонтажа. Не стала исключением и московская выставка, где были представлены последние новинки таких всемирно известных мировых производителей как Matrox , Pinnacle Systems , Canopus Corp. , Fast Multimedia и др.

Компания System Video Graphics Alliance (SVGA) продемонстрировала на выставке обширную линейку профессиональных продуктов известнейшего производителя Matrox. Вместе с уже хорошо известными и имеющими заслуженную популярность системами Matrox Digisuite и Digisuite LE появились и более современные решения — Digisuite LX и Digisuite DTV. Еще одно исключительно перспективное направление, которое активно продвигает Matrox — системы для комплексной автоматизации эфира. Одно из таких решений на базе двух/четырехпотокового дискового рекордера Digiserver DTV также было показано на выставке.

В последнее время, в отличие от одного из самых серьезных конкурентов — компании Pinnacle Systems, — Matrox проводит существенно более открытую политику. Такой подход достаточно быстро приносит свои плоды и сегодня на рынке представлено уже достаточно много интересных систем автоматизации эфира от третьих фирм на базе таких продуктов как Digisuite LX и Digiserver DTV. В частности компания JC System Integration представила целую серию специализированных видеосерверов, предназначенных для различных задач современного телевещания.

Еще одной интересной тенденцией современной индустрии видеомонтажа является объединение рабочих станций в локальную сеть с доступом к общим медиа-ресурсам. Такие решения уже существуют практически у всех ведущих производителей монтажного оборудования, однако, вполне очевидно, что традиционных сетевых технологий не всегда достаточно для быстрой передачи больших объемов видеоданных. Поэтому вполне логичным выглядит использование для организации высокоскоростного обмена данными современной архитектуры Fiber Channel. Именно по такой схеме работает система подготовки новостей от Leitch, которую на выставке продемонстрировала компания PBDS.

Нельзя оставить без внимания и продукцию такого крупного монстра на рынке видеомонтажа, как Pinnacle Systems . В этом году впервые была представлена двухпотоковая монтажная система для телевизионного и кино монтажа CineWave RT. Это новое решение, базирующееся на платформе Mac, работает в реальном времени с несжатым видео и обеспечивает очень высокое качество выходного сигнала.

Кроме этого была продемонстрирована и еще одна интересная новинка — монтажная плата средней ценовой категории ProOne, пришедшая на смену популярной плате DV500. Это монтажная система, построенная на известном видеопроцессоре C-Cube DV Xpress MX-25. Она позволяет без предварительного просчета использовать не только уже ставшие привычными 2D переходы, но и существенно более сложные трехмерные видео эффекты.

Впервые на отечественной выставке была представлена несколько менее известная на российском рынке продукция японской фирмы Canopus Corporation. На стенде демонстрировалась, пожалуй, одна из лучших по своим функциональным возможностям и соотношению цена/качество монтажная система в формате DV — Canopus DV Storm. В паре с современным высокопроизводительным персональным компьютером этот продукт позволяет творить с видео настоящие чудеса в реальном времени.

Вообще, необходимо отметить, что борьба за улучшение сигнала и уменьшение степени компрессии постепенно прекращается и экспозиция TRBE 2001 наглядно это демонстрирует. Сегодня даже самые дешевые системы начального уровня обеспечивают вещательное качество телевизионного сигнала при вполне умеренном потоке данных. Теперь основной фронт борьбы сместился в сторону ускорения выполняемых операций и расширения возможностей. Можно сказать, что главным лозунгом разработчиков NLE систем стал призыв: «как можно больше функций в реальном времени». Вероятно, наибольшего успеха в этом направлении достигли инженеры компании Pinnacle Systems с платой Targa 3000, которая может одновременно воспроизводить три потока несжатого видео и до 5 слоев графики.

С другой стороны, не менее впечатляющие результаты демонстрирует и Canopus DVStorm, способный в реальном времени проигрывать три потока DV25 и 7 слоев графики.

Подводя краткий итог, можно сказать, что сегодня компьютерные системы нелинейного видеомонтажа постепенно приобретают важнейшее свойство традиционных линейных монтажных станций — возможность работы в реальном времени независимо от сложности задачи. И все же, несмотря на поистине революционные шаги в развитии технологий компьютерного монтажа, при работе со сложными фрагментами зачастую возникает необходимость выполнения предварительного просчета. И тут очень заманчивым выглядит прием, который использует в своих продуктах компания Fast Multimedia. Все новые программные продукты Fast Studio умеют выполнять рендеринг в фоновом режиме, что очень существенно сокращает время вынужденного ожидания у экрана компьютера. Также необходимо заметить, что программное обеспечение от Fast Multimedia отличается функциональностью и продуманным лаконичным интерфейсом.

К сожалению идеи объединения, поглощения и глобализации, характерные для всей компьютерной отрасли, не обошли стороной и компании, специализирующиеся на системах нелинейного монтажа, и теперь вся линейка монтажных станций Fast принадлежит Pinnacle Systems. Очень часто, при поглощении фирмы более крупным конкурентом по экономическим или политическим соображения прекращается работа над многими перспективными проектами, «замирает» служба технической поддержки… Остается лишь надеяться, что данный случай все же будет исключением.

На выставке было достаточно широко представлено самое разнообразное съемочное оборудование. Ведь в большинстве случаев видеоизображение начинается с видеокамеры. И в первую очередь от ее характеристик, от качества сьемки зависит результат. Традиционно в этой сфере лидирует продукция Sony, Panasonic, JVC, Philips, Ikegami, Canon.

Так, например, новые модели камер Sony на выставке демонстрировали сами представители компании Sony.

Причем, вместе с новинками демонстрировались и проверенные решения, завоевавшие заслуженную популярность. Например Sony DSR-250.

Однако камера — далеко не единственная вещь необходимая для съемок. Ведь без осветительного оборудования, кранов, штативов и еще тысячи мелочей съемки просто не получится. На выставке было широко представлено осветительное оборудование всех лидеров в этой области.

Особенное впечатление производил автоматизированный съемочный кран на стенде компании ISPA. По насыщенности органами управления рабочее место оператора здесь скорее напоминает кабину вертолета. В этой модели большинство функций управления автоматизировано.

Как и в прошлом году, значительный интерес у посетителей выставки вызывали мобильные комплексы (ПТС-передвижные телевизионные станции) для организации съемок и ведения репортажей непосредственно с места событий. Ограниченное пространство и необходимость разместить много разнообразного оборудования делают проектирование и монтаж подобной системы исключительно сложной задачей, и фирмы, имеющие такой опыт, по праву им гордятся. В этом году на выставке были представлены целых две ПТС на базе микроавтобусов.

Еще более смелый шаг сделала фирма «ЭРА», которая привезла на выставку переносную телевизионную станцию, смонтированную в нескольких ударопрочных боксах. Благодаря использованию самых прогрессивных технологий удалось компактно разместить все оборудование и сделать систему исключительно мобильной.

По утверждению представителей фирмы «Эра», этого оборудования достаточно для организации прямого вещания из самых труднодоступных районов, куда не может проехать обычная ПТС. Однако, мне кажется, что здесь они немного лукавили, умолчав, что для такого вещания необходим еще передатчик (радиорелейный или спутниковый), а также мобильная электростанция. А в результате понадобится еще с несколько десятков рабов :-), которые будут тащить эти боксы, весом по 70 — 80 кг каждый.

Нетрудно заметить, что наиболее интересные компьютерные решения достаточно быстро проникают в область профессионального теле и радиовещания, а уж такие удобные и современные вещи как LCD-панели и плазменные мониторы сегодня находят самое широкое применение. Так, например, LCD-панели полностью заменили традиционные мониторы на ЭЛТ в переносной ПТС компании «ЭРА».

Плазменные мониторы с большой рабочей областью все чаще используются для предварительного просмотра видеоизображения с разных источников (PreView), когда не требуется высокого качества изображения, а важно лишь оценить происходящее действие. Как правило, рабочая область такого монитора составляет 40 — 70 дюймов и при помощи специального преобразователя-мультиплексора делится на 9 — 16 окон, в каждом из которых выводится своя картинка в реальном времени. Наилучшее применение такие конструкции нашли в компактных передвижных телестудиях, где очень ограничено пространство.

Подавляющая часть экспозиции выставки была посвящена оборудованию для подготовки сигнала, однако, основной целью любого телеканала или радиостанции является вещание. И вот тут не обойтись без сложного современного высокочастотного оборудования — модуляторов, передатчиков, антенн. Поэтому вполне логично, что и эта область телевизионной индустрии также была широко представлена на TRBE 2001.

Хочу напомнить, что на выставке было представлено не только оборудование для телевизионного вещания, но для радиостанций. Правда, его было намного меньше и поэтому на фоне шокирующих достижений телеоборудования аудиомикшеры, усилители и микрофоны выглядели весьма скромно.

В конце этого краткого обзора мне хотелось бы сказать несколько слов о тех несомненно положительных тенденциях, которые сложились на рынке профессионального аудио и видео. Прежде всего, необходимо отметить, что на выставке были широко представлены не только продавцы оборудования, но и крупнейшие российские фирмы, занимающиеся системной интеграцией. Такие компании как ISPA engineering, Эра, Valex, Тивионика, Qualitron за последние несколько лет накопили значительный опыт по реализации самых сложных проектов и теперь могут смело конкурировать с даже с именитыми западными фирмами. И то, что многие отечественные компании не ограничили сферу своей деятельности торговлей профессиональным оборудованием, а пошли по сложному пути системной интеграции, вызывает искреннее уважение.

Вместе с этим необходимо упомянуть еще одну группу участников выставки — отечественных разработчиков и производителей оборудования. На фоне всеобщего упадка производства в нашей стране и отсутствия финансирования научных разработок просто удивительно видеть российскую продукцию мирового уровня. И как это ни странно звучит, но оборудование таких фирм как ЛЭС, Stream Labs, JCSI и многих других действительно можно смело поставить в один ряд с лучшими западными образцами.

Выставка Tele Radio Broadcast Expo проводится в столице уже в пятый раз и неизменно вызывает огромный интерес не только у продавцов и производителей профессиональной продукции, но и у огромного числа людей так или иначе связанных с современными средствами массовой информации. С каждым годом растет число участников и посетителей выставки и, подводя краткий итог, можно сказать, что TRBE по праву считается одним из самых интересных и важных событий года в области телевидения и радиовещания.