Ребусы для ума и души

Корреспондент tverlife.ru Тимур Ганеев в беседе с Галиной Даньшиной, которая называет себя  первым инсталлятором Тверской области, выяснил что такое инсталляция и проанализировал персональные выставки Галины.

Инсталляция (от англ. installation — установка) — пространственная композиция, созданная художником из различных элементов — бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист Дюшан и сюрреалисты. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет — в привычном бытовом окружении или в выставочном зале. Эта форма искусства была широко распространена в XX в.

Крупными инсталляциями в Тверской области до прошлого года не занимался никто. Многие профи считают инсталляцию довольно спорным искусством, однако Галина полагает ее актуальной в силу своего эмоционального воздействия на зрителя. Концептуальное искусство (в рамках которого находится инсталляция) заставляет зрителя думать. Здесь нет категоричности, есть лишь повод начать мыслить, выстроить свои логические и эмоциональные цепочки и в тоже время понять и разгадать замысел автора. Это своеобразные ребусы для ума и души.

На Западе, особенно в Лондоне, концептуальное искусство уже давно победоносно шествует, оттеснив реализм. Конечно, это тенденция. Однако она свидетельствует о потребности людей открыто разговаривать о насущных темах.

Творчество Галины Даньшиной — попытка «с трибуны» напомнить людям о светлом и прекрасном. О том, что мы читали в сказках: добро побеждает зло, а честь, дружба и верность — козни недоброжелателей.

— Я часто вспоминаю старый фильм «Человек с бульвара Капуцинов», говорит Галина. — Там ведь заявлена большая тема о влиянии искусства на умы и души людей. Инсталляции могут нести идею насилия, а могут попытаться вернуть нам ценности, открытые много тысяч лет назад, которые живут и поныне. Я стремлюсь постучаться к каждому зрителю в сердце и сказать: «Посмотри, вот здесь у тебя лежит доброта, а здесь — отзывчивость, а может, там, еще глубже, и бескорыстность….»  А когда видишь реальный отклик человека на твои мысли, видишь, как зритель начинает переосмысливать свою жизнь, внутренний мир – вот тогда понимаешь, что твое творчество достигает цели, пробуждая души людей.

Первая экспозиция инсталляций в Тверской области была организована на территории галереи «Пушкинская, 6» 20 апреля  2010 года. Тема выставки была заявлена как «Счастье». Счастье — оно  у всех  разное. Для кого-то это новая машина, а для кого-то — работа, семья, творчество. Так и выставка Галины весьма разнообразна. Идя по жизни, мы то и дело бываем счастливы. Только понимаем ли мы, что за счастье у нас в руках, и тот ли мы делаем выбор?..

Еще одна выставка Галины Даньшиной проходила в рамках фестиваля «Верь в Тверь». «Фастфуд или высокие отношения» —  продолжение разговора о выборе человека.

«Мы бываем разными и наши чувства тоже разные. Отношения мужчины и женщины строятся в диапазоне от инстинкта до высоких чувств. Это качели».

Инсталляция «Фастфуд или высокие отношения» выглядит примерно так: в закрытом четырехугольном дворе расположились качели размером с 2-х этажный дом. На них два накрытых стола. На одном из них подана пицца на пластиковых тарелках и с пластиковыми ножами и вилками, второй стол сервирован под романтический ужин, где на подсвечнике горят свечи, стоит вино. Горячее, закуски и сладкое. Красивое убранство, дорогая посуда и скатерть. У каждого из нас есть право решать, как он строит личные отношения и что получит в результате: шикарный стол или фастфуд. Так и качаются качели отношений – символ выбора каждого из нас. Аккомпанемент безмолвной пьесы под негромкие звуки Мачете «Нежность».

Сейчас Галина готовит свою третью персональную выставку. То, что она будет не менее интересной, чем предыдущие, сомневаться не приходится.