Размышление о смерти как арт-объект (ФОТО)

Что можно взять с собой в последний путь? Именно таким вопросом задались организаторы проекта «Мой самый важный чемодан». Варианты такого специфического багажа, предложенные людьми разного возраста и социального положения, можно увидеть на выставке, которая открылась в московском Манеже

Сегодня для того, чтобы заниматься искусством, совершенно не обязательно быть художником. Да и само понятие «профессиональный художник» становится все более и более расплывчатым. Вот и проект «Мой самый важный чемодан» придумал не художник, и даже не куратор, а владелец похоронного бюро из Германии по имени Фриц Рот. Несколько лет назад он предложил абсолютно разным людям собрать чемодан в свое последнее и самое важное путешествие — туда, откуда уже нет возврата. Получившиеся чемоданы показали на выставке, которая вызвала большой интерес и горячие обсуждения в прессе.

Фотолента:  Фриц Рот заставит москвичей задуматься о смерти

Теперь этот проект представили в Москве, в рамках Года Германии в России. Российскими участниками стали официантка и нефтяник, психотерапевт и журналист, историк религии и директор цветочного магазина, а также такие известные люди, как актер Александр Ширвиндт, фотограф и журналист Юрий Рост, искусствовед Виталий Пацюков.

По словам куратора выставки Вольфа Иро, для Фрица Рота этот проект — с одной стороны попытка понять механизм вытеснения понятия смерти из общественного сознания, с другой — призыв к размышлениям о жизни и смерти.

Несмотря на то, что концепция выставки, вроде бы, довольно мрачная, сама экспозиция тягостного впечатления не оставляет.

Любопытный штрих: рядом с чемоданами экспонируются своеобразные анкеты авторов-путешественников, в которых они описали — с разной степенью серьезности — свою багажную концепцию. Вне зависимости от того, насколько искренними получились описания, каждый экспонат превратился в своеобразную исповедь. В то же время, подобная выставка интересна не только для поклонников современного искусства, но и для практикующих психологов: с помощью того набора, который предполагают взять на тот свет авторы, интересно попытаться создать психологический портрет участника проекта.

В выставочных залах — сотня экспонатов, половина создана немцами, половина — жителями России. Разглядывая эти арт-объекты, невольно приходишь к мысли о том, что смерть — понятие вненациональное, зачастую просто невозможно понять, откуда автор той или иной работы. И если одни полагают, что в ином мире могут пригодиться любимые книги или сборники кроссвордов, то другие хотят взять ароматы роз и тепло свечей. Но есть и такие, кто считает, что смерть — это не конец, а начало нового пути, долгого и увлекательного, и поэтому при сборах ограничились лишь листами белой бумаги, планируя на этом новом пути написать новую книгу совершенно иной жизни.

Источник: