Публике предъявили «умирающую технику»

Как только не называют графику – тем самым «аристократизмом искусства» (Сергей Маковский), «основой всех искусств» (Карл Брюллов), а сегодня – и «умирающей техникой». Последнее название она заслужила из-за своей огромной трудоемкости. Ну, кто в век технологий, позволяющих сымитировать любой материал и потом распечатать работу на принтере, будет возиться с бензином, лаком, кислотами для того, чтобы  только подготовить лист к работе?! Да только трудоголики! Правда – и философы, и поэты.

Работы таких мастеров и можно сегодня увидеть в Ростовском музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (Шаумяна, 51).

Задумал эту выставку кандидат философских Игорь Введенский, широким кругам ростовской публики ставший известным в качестве куратора Южно-Российской биеннале современного искусства. Оказывается, в донской столице живут немало выпускников Львовского полиграфического института имени Ивана Федорова. Среди них — Марина Ордынская, заслуженный художник России. Это и из ее, а не только Введенского (и Татьяны Неклюдовой) коллекций составлена выставка. А ведь появились эта графика у Марины в результате обмена работами со своими сокурсниками. Однако самая почтенная по возрасту гравюра в экспозиции — 1808 года.

Интересная эта вещь — львовская графика. Мало того, что возникла на пересечении встречных потоков — западноевропейского (эпоха Гуттенберга) и восточноевропейского (от первопечатника Ивана Федорова, чью печатню сожгли неблагодарные москали), нашедшего себе приют во Львове. Так и в строго идеологические советские времена именно в графике можно было увидеть проявление современных течений в искусстве, а размеры работ (величиной в конверт) позволяли ей существовать почти безнаказанно — даже в виде небольших икон.

И еще одна особенность графических работ — именно с тиражной гравюры и начался рынок искусства как таковой.

Именно в графике наиболее ярко проявила себя Генриетта Левицкая. Замечательный художник, жившая во Львове именно тогда, когда и учились там в полиграфическом институте Марина Ордынская со товарищи. По воспоминаниям Марины, воздействие этой личности на художественный мир Львова было огромно. Если она начинала осваивать какую-то очередную технику в искусстве, хотя бы не попробовать сделать то же самое, было просто стыдно. На выставке представлены работы этой женщины, памяти которой и посвящена выставка.